«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

Домовый храм — общее дело. 4 октября — престольный праздник храма святителя Димитрия Ростовского

RSSRSS
Предыдущее фото Домовый храм — общее дело. 4 октября — престольный праздник храма святителя Димитрия Ростовского Следующее фото

Первая Литургия в домовом храме святителя Димитрия Ростовского, расположенном на первом этаже подворья, была совершена 14 августа 2003 года. Старший священник с первых дней его существования — иерей Михаил Владимиров. Второй священник — иерей Константин Щербак — также в храме с самого начала, но тогда он еще был чтецом. Сначала на службах прихожан бывало очень мало, иногда и вообще ни одного. Постепенно люди узнавали о новом храме. Кого-то привлекала близость церкви к их дому, кого-то — атмосфера, которая уже тогда создавалась усилиями братии. Костяк прихода стал складываться почти сразу, как говорит отец Константин, «уже к первой нашей Пасхе».

Сегодня этот небольшой приход смело можно назвать общиной: здесь не только ездят вместе в паломнические поездки, но и просто дружат. Есть при храме и небольшая детская воскресная школа, во многом поддерживаемая силами прихожан, которые жертвуют на нее деньги, а некоторые преподают и готовят с детьми спектакли к Рождеству и Пасхе. Учеников в этой школе не так уж много — около 25, но всех их стараются привлечь к участию в богослужениях, например, к пению на клиросе. На Рождество на одном из подоконников храма появляется скульптурная композиция, созданная воспитанниками воскресной школы. А в этом году на Вербное воскресенье и на Пасху дети сделали сувениры, которые мог взять на память любой желающий.

Едиными устами и единым сердцем

Атмосфера храма святого Димитрия Ростовского вполне отвечает его определению «домовый»: здесь все по-домашнему. По благословению настоятеля Тихвинского монастыря архимандрита Евфимия (Шашорина) «глухого» иконостаса не предусматривается, алтарная часть отделена лишь невысокой перегородкой и хорошо видна. Прихожанам хорошо слышны молитвословия, читаемые священником в алтаре, в том числе важнейшие молитвы Анафоры. Инициатива такого устройства исходит от братии подворья. «Хотелось, чтобы пространство храма не разделялось, было бы более единокупным, — говорит отец Константин. — Раз храм домашний, есть возможность быть практически вместе хору, прихожанам, клиру. Ведь изначально литургические молитвы читались в голос, и только в V веке стала зарождаться традиция читать их про себя или шепотом. А плотно закрытый иконостас сформировался вообще только в XIV веке. Я считаю, что возвращение к практике чтения алтарных молитв вслух оправдано. Бывает, что служит несколько священников, случается, что один уже прочитал, другой еще дочитывает, а это уже не „едиными устами и единым сердцем“».

Небольшой размер храма становится «плюсом»: священнослужители здесь доступны, отец Михаил и отец Константин терпеливо разъясняют сомневающимся, что происходящее в стенах храма не противоречит канонам православия.

Разумная вера

Святитель Димитрий Ростовский известен своей просветительской деятельностью. И храм во имя его постепенно стал маленьким просветительским центром. Беседы с прихожанами по вопросам богослужения начали проводиться здесь практически с началом самих богослужений.

Постепенно беседы переросли в лекторий, который работает на подворье уже пять лет. Посещают его как постоянные прихожане храма, так и те, кто узнал о нем от знакомых, иногда это люди не воцерковленные, но неравнодушные к вопросам веры или истории христианства. Лекции читают преподаватели учебных заведений Санкт-Петербурга, выпускники и студенты Духовной академии и семинарии. «Многие говорят: „Батюшки должны знать, а мы так...“ — рассказывает отец Константин Щербак. — Но служба должна быть узнаваема. Ты вошел в храм и должен с полуслова понять, вечерня это или утреня, о чем в этот момент молится Церковь».

Проведя довольно много бесед и лекций самостоятельно, отец Константин понял, что «шоу одного актера» (как он сам это, шутя, назвал) не очень интересно. Тогда архимандрит Евфимий благословил приглашать преподавателей. Лекции проводятся прямо в храме, интерьер меняется только при помощи принесенных стульев.

Рекордное количество слушателей (так, что стульев не хватило) однажды собрал один из лекторов — известный в городе библеист, профессор Санкт-Петербургских духовных школ архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).

«Есть какая-то логика работы лектория, но эту логику, вероятно, только я чувствую, — признается отец Константин». Тем не менее за прошедшие годы прочитан весь курс по истории богословия Вселенских Соборов, курс по всем Евангелиям, литургике, целенаправленно читается курс по истории Русской Православной Церкви. Сам отец Константин преподает литургику в Институте богословия и философии. Одно время это учебное заведение также располагалось в здании подворья (этажом выше храма), сейчас оно стало одним из факультетов Русской христианской гуманитарной академии (РХГА). Но связь с подворьем сохраняется и теперь: студенты становятся прихожанами храма, а прихожане поступают в ИБИФ.

В современной Церкви, пережившей столько исторических коллизий, к сожалению, существуют стереотипы, искажающие нормальное представление о церковной жизни. В разных храмах — разные способы преодоления таких заблуждений. Немало зависит от инициатив клира, но важно, чтобы инициативы эти находили живой отклик у прихожан. В домовом храме Димитрия Ростовского постоянное общение между клиром и мирянами стало очевидным даже для сторонних наблюдателей. И общение это не только богослужебное, ведь оно может и должно проникнуть в самые различные сферы жизни, преображая и освящая их.

Игорь Лунев


Храм святителя Димитрия Ростовского на подворье Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря: ул. Дегтярная, д.18А. Телефон 2745586. Литургия — воскресные и праздничные дни. Молебен с акафистом Пресвятой Богородице перед Тихвинской Ее иконой — среда. Лекторий работает с октября по май по средам, пятницам и воскресеньям. Начало в 19:00.