«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 10, 2011 год

Они узнали Его

В то время12 Петр поднялся и побежал к гробнице, заглянул в нее и видит только саван; и пошел он к себе, изумляясь случившемуся.13 И в тот же самый день двое из учеников шли в селение, имя которому Эммаус, в шестидесяти двух стадиях от Иерусалима;14 и они вели между собой беседу обо всем, что произошло.15 И вот, когда они беседовали и рассуждали, Сам Иисус, подойдя, пошел вместе с ними;16, но у очей их отнята была сила узнать Его.17 А Он сказал им: «О чем это вы толкуете между собой в пути?» И они остановились в печали;18 а один из них, по имени Клеопа, сказал Ему в ответ: "Или Ты один в Иерусалиме не знаешь, что случилось здесь в эти дни?«19 И спросил Он их: «О чем вы?» Они отвечали Ему: "О Иисусе Назарянине, Который был пророк, сильный в деле и в слове перед Богом и всем народом,1—20, а первосвященники и начальники наши предали Его для осуждения на смерть, и Он был распят!21 А мы уж надеялись, что Он и есть Тот, Кто принесет Израилю избавление. При всем том, вот уже третий день, как это случилось.22 А некоторые женщины из наших нас удивили: придя рано поутру к гробнице и23 не найдя тела Его, они вернулись, говоря, будто им было видение ангелов, сказавших, что Он жив.24 И некоторые из наших ходили к гробнице и нашли все так, как говорили женщины; но Его не видели".25 И Он сказал им: "О, неразумные, как медлят ваши сердца поверить всему, что возвещали пророки!26 Не должно ли было, чтобы Христос претерпел страдания, а после вошел в славу Свою?«27 И начав от Моисея и коснувшись всех пророков, Он толковал им во всех Писаниях то, что было сказано про Него.28 И стали они подходить к селению, к которому направлялись; и Он словно бы намеревался идти дальше.29 Но они уговаривали Его: «Останься с нами, ведь уже вечереет, и день на исходе!» И Он вошел в дом, чтобы остаться с ними.30 И вот, когда возлег Он с ними для трапезы, Он взял хлеб, благословил, затем преломил и роздал им.31 Тогда у них открылись глаза, и они узнали Его; но Он стал для них невидим.32 И говорили они друг другу: "Разве не горели в нас сердца наши, когда Он вещал к нам на пути, изъясняя нам Писания?«33 Они тут же встали и возвратились в Иерусалим, и нашли одиннадцать вместе с другими учениками,34, а те говорили, что Господь вправду воскрес и явился Симону;35 они же рассказывали, что случилось с ними на пути, и как они узнали Его в преломлении хлеба.Лк. 24, 12–35
Перевод Сергея Аверинцева

Суть Христовой Благой вести лаконично выразил святой Афанасий Великий: «Бог стал Человеком, чтобы человек обожился». Для этого Господу пришлось «зрак раба принять» и уничижить Себя даже до принятия крестной смерти. Таинственность этой жертвы удивительна до невыразимости, но ее сердцевина ясна. Своею смертью Христос поднимает и воскрешает все человечество. Весть о том, что Бог стал человеком, дополняется радостью о Его восстании из гроба. И это не просто кем-то запущенный слух, а реальный опыт учеников, без которого, по слову апостола Павла, «вера наша тщетна». «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 15, 14) От евангелистов мы узнаем, что Иисус воскрес действительно, а не в мыслях или сердцах учеников.
Евангельское повествование предлагает нам многочисленные сведения о явлении Воскресшего Господа своим ученикам. Эти отдельные сюжеты рассеяны по всему Четвероевангелию. Многие из них приводятся у разных евангелистов, дополняющих друг друга, некоторые наличествуют только у одного из четырех евангелистов. Данные описания открывают нам, что Христос являлся и отдельным апостолам и множеству учеников. Апостол Павел даже настаивает на явлении Воскресшего Христа более чем пятистам братьям (1 Кор. 15, 3-8). География же этих явлений тоже чрезвычайно обширна. Сначала это место погребения Христа, отсюда разнеслось первое слово о том, что Он жив. Далее несколько явлений имело место в Иерусалиме, Галилеи и на берегу Тивериадского озера. Предлагаемый нашему вниманию отрывок из Евангелия от Луки описывает явление Воскресшего Господа ученикам на пути в Эммаус. Также апостол Лука в Книге Деяний апостолов указывает нам на явления Воскресшего Господа апостолу Павлу уже после Вознесения Господня (Деян. 9, 3-6; 22, 17-21; 23, 1). Все эти драгоценные эпизоды радости складываются в единую мозаичную картину, объединенную общей идеей. Как она нам представляется? Господь, при своей земной жизни «не имевший места, где главу приклонить», после Воскресения снова выходит на распутья палестинских дорог. Он снова гость бедных лачуг простонародья. Он, как и прежде, разделяет скудную трапезу рыбаков, приготовленную на костре, на берегу озера, среди их лодок и сетей. Невольно вспоминаются слова Федора Тютчева, ярко иллюстрирующие Христову заботу о своих детях:Удрученный ношей крестной,Всю тебя, земля родная,В рабском виде Царь небесныйИсходил, благословляя.Тютчев увидел в свое время и в своей стране ту евангельскую веру, которую не смог увидеть Василий Розанов, горько сетовавший в своем труде «Около церковных стен»: «Увы, нигде нет этой галилейской свободы и простоты, этой религии на улицах и в поле, с захождением в дома для простых бесед, с проповедью на озере, на горе, днем или ночью,— религии среди знакомых и друзей!» Была ли таковой христианская вера или нет в те времена, когда жили поэт и философ? Оставим этот вопрос открытым. Без сомнения, жажда ее была сильна во все времена. Это жажда единства и простоты. Острое желание быть единым с Господом и родным ему. Чтобы это единство могло осуществиться, Господь перед своим Вознесением снова собирал своих учеников, как птица собирает выпавших их гнезда птенцов. После Тайной Вечери Господом были сказаны горькие слова: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы» (Мф. 26, 31). И вот Он снова должен вдохновить их. Но делает Он это не только присутствием Ангела у пустого гроба, Господь посещает своих учеников во всех уголках Палестины, куда забросило их отчаяние. Он проходит сквозь затворенные двери бедной хижины, где они укрылись «страха ради иудейска». Он приходит на берег озера, где в своем рыбацком ремесле желает забыться Петр. Он предваряет их на иудейских дорогах, спешащих уйти из Иерусалима, из места крушения их надежд. Холмы Галилеи и дороги Иудеи становятся местом встречи, которая окончательно снимает все вопросы. Гроб забыт и оставлен. Он пуст. Там уже нет смысла искать Христа. Он Сам находит своих.
Личная встреча с Воскресшим становится личным воскресением каждого. Воскресение Христово есть явление иного бытия. И потому в евангельских описаниях явлений Воскресшего Иисуса ученики не сразу узнают Его. Момент узнавания часто связан с совместной трапезой, что ясно отмечено и в явлении семи ученикам на Тивериадском озере, и в преломлении хлеба со путниками Эммаусе. Это прозрачное указание на Таинство Евхаристии как доступного каждому личного общения с Христом. Епископ Кассиан (Безобразов) в своих лекциях по Новому Завету говорит: «Преломлением хлеба в славе Воскресения Иисус „эмаусским“ ученикам напомнил чудо насыщения — явление иного бытия в преодолении тварной ограниченности. Иное бытие — в чуде насыщения. Иное бытие — в славе Воскресения и тайне Евхаристии — приобщение иному бытию в предвкушении царства». Первое послеапостольское поколение христиан жило, остро чувствуя присутствие Воскресшего Христа, объединяющего их в единое Тело в совершении Евхаристии. Центром их внимания была Евхаристия. Только здесь они черпали откровения и силы. В апостольских посланиях и творениях древнейших отцов Церкви, живших в первые три века, нигде не говорится о паломничествах ко Гробу Господню. Архимандрит Зинон (Теодор) в своей книге «Беседы иконописца» пишет, что в первые века христиане вообще не знали поклонения Гробу Господню. Можно заметить, что и в четвертом веке великий богослов святитель Григорий Нисский отвергал полезность паломничеств по святым местам: «Перемена места не приближает к нам Бога. Где бы ты ни был, Господь придет к тебе, если обитель души твоей окажется такова, чтобы Гос-подь мог вселиться в тебя. А если внутренний человек твой полон лукавых помыслов, то хотя бы ты и был на Голгофе или на горе Масличной, или под памятником Воскресения,— ты столь же далек от принятия Христа в себя, как и тот, кто не исповедовал и начала веры». Как это похоже на тот побег из Иерусалима, который пресек своим явлением Христос на дороге в Эммаус. От Бога, как и от себя, не убежишь. «Царствие Божие внутрь вас есть». (Лк. 17, 21) Рано или поздно эта встреча должна состояться, и человеку предложено будет сделать окончательный выбор перед лицом Божиим. В Книге пророка Иеремии сказано: «И народу сему скажи: так говорит Господь: вот, Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти» (Иер. 21, 8). Третьего не дано. Таким образом встреча со Христом — это принятие благодати и перемена жизни, то есть воскресение. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое». (2 Кор. 5, 17).Начало этого обновления было положено явлениями Воскресшего Господа, но не автоматически: со стороны человека требовалось отвращение от неправды и обращение к Богу. На дороге в Эммаус ученикам от Господа было предложено рассмотрение событий Страстной седмицы в свете всей библейской истории. Прежде чем узнать Господа в преломлении хлеба, они отказались от своих ложных представлений о Мессии.
В принятии благодати нет насилия. Человек сам участвует в своем преображении. Участие это должно задействовать все сферы его существа. Личной встрече со Христом предшествует ощутимая духовная и интеллектуальная работа. Интересно в этом ключе мнение философа Владимира Соловьева по поводу обращения апостола Павла из гонителя христиан Савла в первоверховного апостола, которое произошло благодаря явившемуся ему Господу на дороге в Дамаск. В своей книге «Духовные основы жизни», говоря о том, что благодать действует только на человека, который внутренне отвращается от зла, он замечает, что случай обращения Савла нисколько не противоречит этому: «Ибо Савл преследовал христиан не из любви ко злу, а из благочестивой ревности, которая и привлекла действие благодати Христовой». Тем более неудивительно, что Господь терпеливо исправляет и по-новому вдохновляет «ветхую» веру своих прежних последователей из числа Двенадцати и Семидесяти, призванных Им при земной жизни. В повествовании о явлении ученикам в Эммаусе примечателен еще один эпизод. После долгого разговора в пути, когда Господу буквально пришлось прочитать спутникам краткий курс библейской истории и библейского богословия, Господь намерен оставить их и идти дальше. Почему? Ответ прост: Спаситель сделал все, что необходимо для их духовного и нравственного обновления. Продолжить ли это движение вперед — зависит от человека. Бог не навязывает себя человеку. Человек должен теперь сам пойти навстречу Богу и удержать Его рядом с собой. Бог ждет его ответного шага. Владимир Соловьев писал: "Вера в Бога, будучи тайным взаимодействием между самим Божеством и человеческою душою, требует прямого участия человеческой воли. Верить в Бога — есть наша нравственная обязанность. Человек может не исполнить своей нравственной обязанности, но тогда он неизбежно теряет свое нравственное достоинство«.Какие же выводы мы можем сделать из наших размышлений о явлении Воскресшего Господа ученикам? Каждое из этих явлений было именно личной встречей человека и Бога. Встреча эта снимала все противоречия суетных людских умозрений и несла человеку преображающую благодать. Чтобы это могло осуществиться, в человеке необходимо наличие духовной жажды. Неудовлетворенность человека земной, житейской и плотской сторонами бытия обуславливает вектор движения ввысь. Вместе с тем для обретения единства с Богом все же необходимо постоянное преодоление притяжения земли и плоти. Требуется труд и аскеза. Но возможность единения человека и его Спасителя осуществима только в Церкви. Христос — Первосвященник Церкви, которую он Сам основал. Он — Глава ее и Основание. Камень «нерукосечный», положенный во главу угла воздвигнутого Им здания. Тесная связь с Ним возможна только в общении с братьями. Ведь затем и собирал Воскресший Спаситель своими явлениями учеников в Иерусалим, чтобы в день Пятидесятницы создать из них Церковь, которую и врата адовы не одолеют во веки.

Протоиерей Александр Рябков