«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

Проект «Храмы Царского Cела. Прошлое и настоящее» начинает работу в Санкт-Петербурге

RSSRSS
Предыдущее фото Проект «Храмы Царского Cела. Прошлое и настоящее» начинает работу в Санкт-Петербурге Следующее фото

«Храмы Царского Села. Прошлое и настоящее» — проект молодых петербургских художников, подарок к 300-летию Царского Села — начинает работу в Санкт-Петербурге. До революции в Царском Селе существовало 30 действующих храмов, но с 1943 по 1989 год ни в одном из них не проходили богослужения. Многие утрачены полностью. Другие пострадали от обстрелов в годы войны или из-за халатности чиновников в советское время.

В Царском Селе идет восстановление святынь. К юбилею города молодые петербургские художники воссоздадут на холсте все царскосельские храмы. Утраченные — по архивным фотографиям, сохранившиеся — с натуры.

Многие художники наверняка захотят поучаствовать. Наиболее трудным в этом замысле является отбор работ. Дело в том, что любое изображение святынь содержит в себе соблазн легкого успеха. Замечено, что почти каждый начинающий живописец со второго шага начинает рисовать храмы, минуя стадию нейтрального пейзажа. Оно и понятно, церковь так хороша, что как не изобрази ее, картина получится недурна.

Чаще всего такая картина имеет вид «портрета церкви», с затиснутыми туда же деревцами или речушкой. Зритель, особенно не подготовленный, автоматически умиляется картине и автору, которому, зачастую, этого и достаточно. Да и художественной критики можно не опасаться: храм оградит от «критических стрел». Критик будет ругать картину, а автор — защищать храм.

Изображение художниками святынь во все времена делалось с опаской. Известно, что в некоторых религиях запрещено изображение святынь, поскольку считается, что этого не дано знать в полноте, а искажение приравнивается к кощунству. Особенно, когда изображение делается чуждыми элементами, а мотивом служит расчетливое зубоскальство (известна история с антимусульманскими газетными карикатурами). В иных случаях прибегают к условности. В Египте святых изображали в профиль. В православных иконах используется плоскостное, крайне условное изображение, обратная перспектива.

Не менее осторожно нужно подходить и к пейзажам с церковными постройками. Ни в коем случае нельзя писать такие картины наскоком. «Образ», содержащий тот или иной храм, должен появиться у художника после длительного созерцания самой постройки и окрестного пейзажа. Меньше всего автор в этом случае должен печься о «самовыражении» или об оригинальности своей работы. В подлинном стремлении к художественному образу оригинальность и самовыражение явятся сами собой.

Впрочем, изображать храмы не запрещено. Каждый человек может в простоте попытаться создать такое изображение, и оно может выйти удачным.

Другое дело — публичная выставка. История отечественной живописи знает огромное число примеров произведений, содержащих в себе церкви, часовни, крестные ходы. Существует живописная традиция и высочайший художественный уровень, о котором необходимо помнить. Правда, уровень этот не мог не снизиться за долгие годы воинствующего атеизма.

На это надеются организаторы проекта, озабоченные, конечно, его духовным содержанием, исцеляющим и вдохновляющим воздействием на всех, кого удастся к нему привлечь, будь то зрители или авторы.

С 9 по 20 апреля в галерее современного искусства «Моховая-18», адрес: Санкт-Петербург, Моховая,18. Справки по телефону +7 904 555-92-46 — Андрей Гребенюк, руководитель проекта.

Виктор Тихомиров