«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

В праздник Пасхи на экраны страны выходит фильм Владимира Хотиненко «Поп»

RSSRSS
Ключевые слова: культура, миссионерство, РПЦ
Предыдущее фото В праздник Пасхи на экраны страны выходит фильм Владимира Хотиненко «Поп» Следующее фото

«Поп» — фильм о судьбе священника Псковской миссии, служившего во время Второй мировой войны на оккупированной немцами русской территории. Задача перед автором сценария Александром Сегенем и режиссером стояла трудная. Положение Церкви в годы войны — тема, вызывающая жаркие споры как у специалистов-историков, так и в самых широких церковно-общественных кругах. Подчас она даже становится предметом политических спекуляций. Чем больше проходит времени и меньше остается живых свидетелей, тем шире распространяются мифы об этой войне, в которой Церковь якобы безоговорочно поддержала Советское государство.Между тем Церковь оставалась со своим народом по обе стороны линии фронта. Фильм «Поп» — начало трудного разговора. Кажется, режиссер это понимает, но, как бы осторожно он ни действовал, сложные идеологические вопросы все равно встают со всей очевидностью. И даже завораживающая игра дуэта — Сергей Маковецкий (исполняет главную роль отца Александра Ионина) и Нина Усатова (роль жены священника, матушки Алевтины) — не дает полностью погрузиться в сопереживание их героям, наоборот, лишь оттеняет идеологичность фильма.

Герои фильма вовлечены в исторический поток. Но этот поток показан у Хотиненко недостаточно убедительно. Пытаясь пройти на грани между пропагандой и высоким искусством, режиссер все время словно одергивает себя, отдавая дань «и нашим, и вашим».

Центральный вопрос, который фильм ставит (но ответа на который нет сегодня, вероятно, ни у кого) — что такое любовь к Отечеству, что такое патриотизм? Не тот, который начинается «с картинок в моем букваре», а подлинное христианское отношение к земной Родине.

Сегень и Хотиненко ставили своей задачей найти формулу общественного согласия в оценке Великой Отечественной войны. Священники Псковской миссии, по их трактовке, были готовы приветствовать советскую власть и отправиться в ГУЛаг ради победы над немцами. Однако из всех источников — свидетельств того времени, воспоминаний, из современных монографий — следует, что отношение к обеим властям на оккупированных территориях было примерно одинаковым. Это был принцип «оба хуже». Люди страдали и от зверств полицаев, и от бесчинств партизан.

С кем была в тот период Церковь? Она была с народом. Ведь именно просьбы простых людей, письма от общин экзарху Прибалтийских земель митрополиту Сергию (Воскресенскому) стали главной причиной открытия Псковской миссии. Жители хотели возрождения храмов на оккупированных территориях. Образ такого народа в фильме лишь намечен.

На круглом столе в храме святой мученицы Татианы при Московском государственном университете, посвященном обсуждению фильма «Поп», священник Илья Соловьев, директор издательства Крутицкого подворья, отметил, что «этот народ Божий, который фактически создал миссию, в кадрах почти не виден. Главный герой приезжает в село. Сколько прихожан стоит в храме? Человек тридцать? Этого не может быть, потому что люди приходили со всех окрестных деревень, приписанных к этому храму, были толпы народа. И в какие дни? Пасха! Не могло быть в это время полупустого храма».

А по мнению протоиерея Георгия Митрофанова, профессора Санкт-Петербургской Духовной академии, также принимавшего участие в круглом столе, «главная неудача фильма в том, что мы почти не видим священника служащим. Он не проповедует, не миссионерствует, а часто лишь ретранслирует политические лозунги. А ведь Псковская миссия получила возможности, которых Русская Церковь никогда в советское время не имела: создавать церковно-приходские школы, преподавать Закон Божий, выступать в газетах и по радио. В фильме не показана ни миссионерская, ни катехизаторская деятельность священника».

Настоятель храма святой Татианы протоиерей Максим Козлов, профессор Московской Духовной академии, полагает, что при некоторой наивности в фильме все же «предпринята попытка показать, что путь Церкви был путем Промысла Божия вопреки двум антицерковным тоталитарным системам. Это Промысл Божий возродил Церковь вопреки тому, что делали большевики, а не потому, что церковного возрождения хотела немецкая администрация. И если бы не война, Промыслом Божиим попущенная, то христианство было бы уничтожено полностью, как в Албании или в Китае».

Самые сильные эпизоды фильма связаны с лагерем военнопленных, который посещал отец Александр. Хотиненко не показывает зверств, не вышибает у зрителя слезу, но судьба этих людей, презираемых своими и чужими, до которых нет дела никому, кроме священника, увидевшего в них людей, — главная метафора фильма. По ту, советскую, линию фронта вся страна была таким лагерем. Долгожданное освобождение от немцев возвращает всех в этот советский лагерь. Священника без суда и следствия отправляют по этапу. Офицер СМЕРШа оказался более страшным и бесчеловечным, чем немецкие офицеры. В чем же тогда радость освобождения? Ответа на этот вопрос фильм не дает.

Отдельно следует отметить музыкальную тему, которая проходит через весь фильм. Псалом «На реках Вавилонских» звучит и как церковное песнопение, и как фрагмент оперы Верди «Набукко» (Va, pensiero), а когда главный герой возвращается на Псковщину в 1970-е годы, песня «By the Rivers of Babylon» группы «Boney M» доносится из машины, в которой молодежь приехала поглазеть на Псково-Печерский монастырь. Казалось бы, эта покаянная тема должна быть с чем-то связана. Но нет! Представление о том, к чему этот плач, в чем покаяние, остается для зрителя очень смутным.

В прокат «Поп» выйдет в апреле 2010 года. Впервые фильм производства православной телекинокомпании «Православная энциклопедия» поступит в российские кинотеатры тиражом 600 копий. За его прокат взялось российское отделение одной из крупнейших мировых кинокомпаний «ХХ век — Фокс». Несмотря на высказанную критику, этот фильм, безусловно, надо смотреть. Это первая большая кинокартина, созданная церковной компанией с привлечением лучших сил современного российского кинематографа. Сам факт, что режиссер и сценарист рискнули взяться за столь непростую тему, говорит о том, что фильм «Поп» — не рядовое явление.

Ксения Лученко