Знаменное пение объединяет людей и производит впечатление возрождающегося искусства, считает научный сотрудник Музея истории религии | RSS |
Ярким событием завершившегося в конце октября Покровского фестиваля музыкальных коллективов религиозных общин Санкт-Петербурга стал концерт знаменного пения в Государственном музее истории религии. В программе прозвучали образцы древнерусского певческого искусства — духовные стихи, песнопения знаменного роспева, а также чтения канонических текстов на псаломские погласицы.
Старший научный сотрудник ГМИРа, куратор фестиваля Александр Буров рассказал корреспонденту «Воды живой» о концерте и о самом феномене возрождения традиций знаменного пения.
- Трудно ли было собрать участников?
- Определенные сложности были, но старообрядческие общины относятся к возможности выступить с пониманием и радостью, они готовы делиться своим искусством. Некоторая напряженность всегда присутствует, потому что у старообрядцев много разных согласий, толков, они едины только в одном — в отрицании нового обряда. Но любовь к знаменному пению объединяет и старообрядцев, и новообрядцев, и даже светские коллективы. Одним из мотивов концерта было, конечно, не решить проблему раскола, но сделать какой-то, пусть небольшой, шаг к объединению.
- Действительно, знаменным пением нынче занимаются не только старообрядцы. Можно ли сказать, что приобщение к древней русской культуре способствует взаимопониманию?
- Безусловно. У нас в музее проводились конференции по старообрядчеству, и на них противоречия проявляются. А вот на таких концертах — уходят, потому что есть общая почва для разговора. Среди участников — выпускники и учащиеся консерватории, воспитанники детских музыкальных школ, профессионалы, любители — все, кто это любит.
- А откуда музыкальные коллективы берут крюки, по которым поют?
- В этом деле нет равнодушных, никто никого не принуждает. Они сами все находят, хотя это не издается большими тиражами. Крюковое письмо — редкая вещь. Надо любить знаменное пение, чтобы это все находить. Профессиональным музыкантам приходится в какой-то степени переучиваться, чтобы овладеть искусством знаменного пения, но некоторые говорят, что сложность перехода сильно преувеличена.
- В концерте участвовали профессионалы и любители. А в самих старообрядческих общинах, в основном, любительские хоры?
- У белокриницкого согласия есть хоры достаточно хорошие. Вообще древние традиции, которые удалось сохранить старообрядцам, представляют и духовную, и религиозную, и культурную ценность. Это дар, которым они делятся с нами.
То, что они сохраняли, не случайно, в этом, я уверен, есть свой промысел. Старообрядцы очень активны, стремятся отвечать за свою общину, за свой приход, в этом некоторым членам патриаршей Церкви них бы стоило поучиться.
- На концерте было много народу?
- Полный зал, люди стояли в проходах. Даже некоторые сотрудники нашего музея, довольно скептически настроенные, слушали внимательно. Важно, что некоторые знакомые нам тексты в таком исполнении звучали необычайно ясно: в знаменном пении большое внимание уделяется артикуляции.
На меня огромное впечатление произвел духовный стих о Иосифе Прекрасном, исполненный единоверческим хором Тихвинской иконы Божией Матери из Павлова-на-Неве. Он был записан в 1818 году профессором Санкт-Петербургской консерватории Лядовым. Необычайно сильным было и исполнение гостьей из Москвы Полиной Владимировной Терентьевой — она и профессионал, и верующий человек, — 13-й главы 1 Послания к коринфянам.
- То есть знаменное пение нельзя назвать умирающим искусством?
- Наоборот, оно больше производит впечатление возрождающегося. Может быть, это скорее эмоционально, чем профессионально, но для меня свидетельство жизни этого искусства — то, что им занимаются дети. Во главе детских коллективов — не только музыканты, но и личности, как, например, Алексей Гвоздецкий, руководитель ансамбля знаменного пения ДМШ номер 1 имени Ипполитова-Иванова города Гатчины. Общение с такими людьми приносит большую пользу детям.
«Вода живая»,
01.11.09
|