«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

Каждый пятый верующий, сидящий за компьютером, считает себя интернет-зависимым — результаты соцопроса «Воды живой»

RSSRSS
Предыдущее фото Каждый пятый верующий, сидящий за компьютером, считает себя интернет-зависимым — результаты соцопроса «Воды живой» Следующее фото

Редакция «Воды живой» провела опрос верующих христиан по теме «Интернет как средство миссионерства». Верующие за компьютером или «компьютерные верующие»? — такая постановка вопроса не удивила наших респондентов. Они активно «коннектятся» и «чатятся». Самым популярным среди них Интернет-ресурсом является «Вконтакте» — его пользователями являются 70% опрошенных. Эта сеть лидирует с большим отрывом, как среди неправославных, так и среди православных сайтов.

Среди православных сайтов верующие чаще всего выделяли:
«Православие.ru» (www.pravoslavie.ru) 21%;
«Соборное Дело» (www.sobornoedelo.ru) 18%;
«Православие и Мир» (www.pravmir.ru) 9%;
«Церковный календарь» (http://days.pravoslavie.ru/) 8%;
«Азбука Веры» (http://azbyka.ru/) 6%;
«Миссионерский портал дьякона Андрея Кураева» (http://kuraev.ru/) 6%;
«РПЦ МП» (www.patriarchia.ru) 5%;
«Чайка» православный молодежный портал«(www.chayka.org.ru) 5%;
«Предание.ру» (www.predanie.ru) 4%;
«Радио санкт-петербургской метрополии „Град Петров“ (www.grad-petrov.ru) 2%;
„Общение православных родителей“ (www.pravmama.ru) 2%;
„Богослов.ру“ (www.bogoslov.ru) 2%;
Официальный сайт московского патриархата „РПЦ“ (www.mospat.ru) 1%;
„Валаам“ (www.valaam.ru) 1% и другие.

Среди неправославных ресурсов также были отмечены „Яндекс“, „Мэйл“, социальная сеть „Одноклассники“, „Торрентс“, „Лавджорнал“, „Википедия“, „Литлван“, „Гугл“, „Фонтанка“, „Ютуб“, Афиша».

Как видим, наиболее популярными среди верующих являются порталы и сайты, предназначенные для общения, развлечений и поиска информации. Это подтверждают и сами опрошенные.

На вопрос: «Зачем нужен Интернет лично вам?» каждый второй ответил — «для общения и переписки с друзьями», «для поиска информации», «в качестве проводника к справочникам, словарям» и т.п. При этом использование Интернета для общения больше свойственно молодым. Следовательно, с каждым годом общающихся посредством Интернета (то есть заочно) будет все больше. Отметим, что на это «общение» тратится колоссальное количество времени. Около 40% опрошенных проводит за компьютером свыше 9 часов в день. А среднее время пребывания за ПК практически одинаково для всех возрастных групп. Это 5—6 часов в день.

Что же это за общение, на которое уходит масса времени, и каковы его реальные плоды? Сами верующие одним из основных недостатков общения считают его низкую культуру. Во-первых, это отсутствие терпимости к чужому мнению, во-вторых, отсутствие ответственности за свои слова. Нередко православные в общении с другими людьми позволяют высказывать свое мнение, выдавая его за православный догмат. В Интернете это наиболее заметно, так как на форумах можно зарегистрироваться под вымышленным именем, сняв ограничитель, заставляющий взвешивать каждое слово. Поэтому принцип анонимности активно используется при проведении социологических опросов — это позволяет получать достоверные результаты. Когда мы можем избежать огласки, мы становимся такими, какие есть на самом деле. И говорим то, что думаем, смотрим то, что хочется. Так продолжается 5—6 часов ежедневно. Но если вдуматься, то это еще не самое страшное. Хуже, когда некий неофит, возомнив себя миссионером, станет насаждать свое понимание православия, пытаясь, таким образом, «воцерковлять» других.

А отсутствие «мирного духа и взаимоуважения» на форумах часто является следствием простого присутствия на них верующих участников. Ибо «неверующие», уже имевшие опыт общения с «верующими», и слушать ничего не хотят о Боге. Если и предположить возможность миссионерства посредством форумов, то оно должно быть, как отметил один из респондентов, «ненавязчивым».

Много говорили респонденты и об отсутствии профессионализма, консолидации православного Интернета, остроты и смелости в освещении некоторых вопросов, единомыслия и единодушия. Как написал один из отвечающих: «Интернет — это всего лишь индикатор того, какие мы есть».

Достойна внимания еще одна проблема, связанная с настойчивым сидением за компьютером — это зависимость от ПК и Интернета. На сегодняшний день уже каждый пятый верующий отметил эту проблему. Часть респондентов четко определила эту проблему как зависимость, а некоторые пока только обратили внимание на то, что большая часть проведенного ими времени за ПК проходит впустую, после чего они чувствуют опустошенность.

Еще одна часть верующих пока только отметила, что они много сидят за компьютером. В любом случае малоподвижный образ жизни в свою очередь приводит к другой серьезной проблеме — ухудшению здоровья. Таким образом, можно предположить, что через несколько лет 30% зависимых от компьютера превратятся в 30% активно зависящих от врачей со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Респонденты отметили и еще одну волнующую их тему — наличие в Интернете большого количества «грязи», соблазнов и искушений. Это «всплывающие окна», «переадресация на порно-ресурсы», «откровенные подписи под фото», «приглашения вступить в группы» и другие хитрости, которые, так или иначе, ведут на сайты «для взрослых». Складывается впечатление, что миновать данное явление невозможно. А доступность подобной информации пугает, ведь Интернет активно посещают дети. Поэтому можно смело говорить об этой проблеме как первоочередной. Она требует решения на самом высоком государственном уровне. А пока этого нет, приводим совет одного из респондентов, который сравнил интернет-грязь с грязью на улицах: «Когда мы гуляем по улицам нашего красивейшего на планете города, то тут, то там мы можем наблюдать экскременты, как животных, так и людей. Постоянно обращая на это внимание, мы постоянно будем тратить время прогулки на разглядывание грязи. В итоге вместо прогулки можем получить экскурсию по канализационной сети. Жизнь — самое ценное, что есть у человека, а самое ценное в жизни, это время, и человек волен выбирать, как его потратить — на грязь или красоту».

В связи с обилием интернет-грязи возникает потребность ограждения от нее детей. Вот что в связи с этим предлагают верующие. Треть ответивших считает, что родителям следует выходить в Интернет вместе с детьми, объясняя им, хорошо и что плохо. Практически столько же респондентов считают важным наполнить мир ребенка альтернативными интересами, чтобы сидение за компьютером было для них не самым интересным занятием. Четверть верующих полагают, что оградить от интернет-грязи поможет духовное воспитание, которое даст детям силы самостоятельно сторониться грязи и привьет им стремление к чистоте. Из технических средств предлагается использовать специальные программы и возможности браузеров, суть которых заключается в том, чтобы ставить фильтры на видео и текстовую информацию. 10% верующих предлагают контролировать, какие сайты посещал ребенок. Это можно делать через журналы браузеров или специальные программы. Из доступных средств также рекомендуется разрешить детям бывать только на определенных сайтах, запретив все другие.

Позволяют ли вскрытые нами проблемы говорить о возможности миссионерства в Интернете? Например, верующие в своих ответах на вопрос: «Считаете ли вы возможным миссионерство в Интернете», практически единогласно поддержали эту идею. Ответ «да» и «скорее да» выбрало 88 % православных. Интересно, а сколько процентов осталось бы, если бы пришлось отвечать на несколько переформулированный вопрос: «Возможно ли успешное миссионерство в Интернете?»

Анкетирование проводилось в сети Интернет с 4 по 14 сентября 2009 года. Адрес анкеты: www.samopros.narod.ru Благодарим всех, принявших участие в нашем социологическом опросе.

«Вода живая»,
28.09.09