«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

Главное назначение иконы — вызывать молитвенное состояние, считает епископ Выборгский Назарий

RSSRSS
Ключевые слова: епископы, культура, музеи
Предыдущее фото Главное назначение иконы — вызывать молитвенное состояние, считает епископ Выборгский Назарий Следующее фото

Главное назначение иконы — вызывать молитвенное состояние, считает наместник Александро-Невской лавры, епископ Выборгский Назарий. В качестве приглашенного гостя он посетил 11 сентября вернисаж в Государственном Эрмитаже. Крупнейший музей России открыл выставку поствизантийских греческих икон из коллекции Эмилиоса Велимезиса.

«Для меня как для православного человека важно не авторство икон, не то, что они написаны Эль Греко или каким-то другим мастером. Для меня икона — не предмет искусства, и важнее всего то, что перед иконами молятся, и некоторые из них становятся по молитвам чудотворными — вне зависимости от техники их написания и эстетического совершенства», — отметил владыка Назарий в беседе с корреспондентом «Воды живой».

По мнению епископа, «если икона одухотворенная, она вызывает молитвенное состояние». Он положительно относится к тому, что многие люди собирают и хранят святые образы, ведь это одна из возможностей их сохранить.

«Хотя, конечно, то, что иконы находятся в музее, для меня нонсенс», — добавил владыка Назарий.

Греческие иконы пользуются особым почитанием в России, где никогда не забывали, что из Византии пришла к нам православная вера.

Коллекционер Эмилиос Велимезис, чье собрание XVI-XVIII веков можно увидеть в Эрмитаже до 13 декабря, собирал иконы с 1935 по 1946 год. После его смерти родственники экспонируют свое наследие по всему миру. В Россию коллекция привезена впервые.

Представленные иконы относятся к XVI-XVIII векам, когда Византиийская империя прекратила существовать как государство, но ее художественная культура продолжала развиваться. Этот период получил название поствизантийский. Часть икон написаны мастерами знаменитой школы на острове Крите, в которой византийские традиции испытали сильное западноевропейское влияние.

Большинство экспонируемых икон писалось для рядовых заказчиков или небольших церквей, и в этом их обаяние. Они обладают очарованием и простодушной наивностью. Эта «массовая продукция» создает культурный фон, благодаря которому древние традиции Византии сохранились в веках и вдохновляют современных иконописцев.

С древних, изъеденных жучком-древоточцем, досок на нас смотрят суровые лики православных святых, отдавших жизнь за Христа. Задумчивый взгляд Богоматери проходит словно сквозь нас — Ей открыто то, что недоступно нам, смертным. Младенец Христос нежно прижимается к лику Матери, как простой ребенок, — словно не суждено Ему принять Крестные муки за род человеческий.

Вглядываясь в иконы, выставленные в музеях, следует помнить не только (и не столько) о внешней живописной красоте, но не забывать об их главном назначении — дарить человеку веру, надежду и любовь.

На снимках — иконы из собрания Эмилиоса Велимезиса.

«Вода живая»,
12.09.09