«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

Протоиерей Вячеслав Харинов: cимволика вытесняет память о войне

RSSRSS
Предыдущее фото Протоиерей Вячеслав Харинов: cимволика вытесняет память о войне Следующее фото

Почему символика вытесняет память о Великой Отечественной войне? О ситуации вокруг празднования Дня Победы, вокруг патриотизма истинного и ложного, недавно прошедшем захоронении останков солдат на Синявинских высотах рассуждает духовник поискового отряда "Святой Георгий", благочинный Кировского округа, настоятель храма "Всех скорбящих Радость" протоиерей Вячеслав Харинов.

- Государственная память обширна, помпезна, нацелена на свершения целой страны. Правители меняются, режимы меняются, через 150 лет, никого уже не заинтересует, какая империя в чем преуспела. А вот трагедия народа, драма народа остается в воспоминаниях, потому что она имеет нравственную оценку. Как и Святое Писание - историческое писание, где каждое деяние тоже имеет нравственную оценку.

Может ли символика придти на место настоящей исторической памяти и вытеснить ее? Почему вытесняют память символы: Вечный огонь, Неизвестный солдат, Парад Победы? Конечно, парады как составляющая национальной гордости, демонстрация боевой техники и военной выправки могут содействовать гордости за державу, но это формальная сторона знаний о войне.

Увы, возникает зазор между носителями памяти, реальными свидетелями войны, которых становится все меньше и меньше, и теми, кому эта память вверяется.

Есть много возможностей заполнить его. Одним из примеров является работа поисковиков. Тех молодых людей, которых не очень-то жалует государство, которые берут рюкзаки, за свой счет и за счет своих отпусков едут в лес, живут в лесных лагерях и находят останки наших солдат.

Они возвращают солдату имя, семейную память. Недавнее захоронение на Синявинских Высотах, посвященное Дню Победы, позволило по-христиански предать земле еще одну тысячу солдат. Это результат поисковых работ 2008-2009 года. В захоронении принимали участие поисковики отрядов "Малая Охта", "Ингрия", "Космос", руками которых были подняты из земли солдаты. Девятнадцати погибшим благодаря архивным работам были возвращены имена.

Прах погибших поднят из земли и забвения, чтобы мы с любовью и молитвой - высшим выражением любви к ушедшим - предали его земле и отслужили панихиду. Вывели помять о войне из формализованных рамок, из мертвых параграфов учебников.

Перед этими ребятами не мелькают лица и символы, свойственные парадам, они видят перед собой сырую землю и историю. Пытаются быть этой истории достойны.

Для музея при нашем храме они передали мне найденные предметы: крестики и очень редкую находку - медаль, посвященную 500-летию Троице-Сергиевой лавры. Как она оказалась в окопах? Принадлежала ли лицу духовного звания или старому ополченцу - сегодня можно только предполагать...

Эти ребята хранят настоящую трагическую память о войне. О войне - духовном испытании или, говоря словами религиозного философа Ивана Ильина, "духовном суде".

"Вода живая",
13.05.09