«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

Протоиерей Георгий Митрофанов: "Памятников разрушителям России не должно существовать"

RSSRSS
Предыдущее фото Протоиерей Георгий Митрофанов: Следующее фото

Споры вокруг личности Ленина обострились незадолго до отмечаемой 22 апреля 139-й годовщины со дня рождения вождя пролетариата. Во многом этому послужил первоапрельский инцидент нынешнего года, когда неизвестные взорвали монумент лидеру коммунистов на площади у Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге. Городские власти отреагировали на это заверениями, что скульптура будет восстановлена за счет городского бюджета. Разные точки зрения на это событие стали еще одним поводом к разделению в обществе. Для православных христиан оно стало напоминанием о болезненных противоречиях нашей действительности.

Мы живем в городе, носящем имя святого апостола Петра, в центре которого есть площади Восстания, Пролетарской Диктатуры, десять Советских (изначально - Рождественских) улиц… Список можно продолжить. Городские топонимы до сих пор "украшает" символика режима, унесшего десятки миллионов жизней наших соотечественников и искалечившего множество судеб. Об этом - беседа с церковным историком, протоиереем ГЕОРГИЕМ МИТРОФАНОВЫМ.

"Вода живая": - Отец Георгий, как Вы относитесь к попыткам уничтожить памятники Ленину?

Отец Геоpгий Митрофанов: - Главное кощунство, которое продолжает иметь место в России, - это наличие подобного рода памятников и соответствующей топонимики, фиксирующей в сознании наших современников советское прошлое, может быть, даже в положительном аспекте.

Общество имело возможность на протяжении последних двадцати лет достаточно много узнать о России до 1917 года и о стране, которая на ее руинах существовала 70 последующих лет. Эта информация не побудила ни общество, ни власти осознать тот элементарный факт, что памятников разрушителям России не должно существовать. Многочисленные памятники Ленину и другим, не только большевистским, а в целом коммунистическим вождям - свидетельство того, что современное общество во второй раз предало ту страну, в которой когда-то жили наши предки.

С этой точки зрения попытки взорвать тот или иной памятник меня нисколько не умиляют. Возможно, в советское время, если бы кто-то такую попытку предпринял, это был бы действительно своего рода акт гражданского мужества. Сейчас это не более чем проказа.

Для меня чрезвычайно показателен один эпизод. Незадолго до того, как в наш город привезли останки императрицы Марии Федоровны, случилось событие аналогичное нынешнему: стоявший на месте Екатерининского собора в Царском Селе памятник Ленину был разрушен. Именно в день перенесения в Санкт-Петербург праха императрицы глава администрации города Пушкина заявил, что они обязательно восстановят памятник. И они это сделали. 

Я тогда написал статью в "Церковный вестник", которая называлась "Историческое беспамятство в траурных одеждах", где говорил о том, что кощунственно привозить останки императрицы в страну, "украшенную" памятниками убийцам двух ее сыновей, четырех ее внучек и одного внука. А ведь гроб провозили мимо этих памятников. Кощунственно было и то, что на государственных перезахоронениях не звучал наш государственный гимн. Ибо у нашего государства такой гимн, который стыдно исполнять, когда хоронят, например, генерала Деникина, генерала Каппеля или императрицу Марию Федоровну.

Поэтому когда какие-то энтузиасты, хулиганы или провокаторы (мне это не важно) пытаются снести памятник Ленину, а администрация города выделяет на его восстановление средства налогоплательщиков, наша страна в очередной раз предает саму себя.

Могу высказаться, может быть, парадоксально: не надо в таком случае разрушать те или иные памятники. Если государство и общество давно с ними свыклось, остается констатировать народной мудростью: "Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива". Незачем взрывать те или иные памятники, если они стали составной частью нашей жизни. Были, есть, и, я боюсь, будут.

- Существуют распространенные мнения по данному вопросу. Обычно говорят так: "Это все - наша история".

- Только человек, не представляющий роль Ленина в истории, может считать, что его образ допустимо увековечить в памятниках. Человек, знающий историю России, с этим примириться не может. Как не могла примириться даже наша монархия с возможностью увековечения образа Ивана Грозного на памятнике 1000-летия России в Великом Новгороде. И этого царя нет на памятнике, который возводили его потомки.

В нашей истории много было разного. Был, например, Чикатило - уникальный во многом человек. Что же - и ему ставить памятник? Не все, что было в истории, должно увековечиваться.

- Некоторые восприняли взрыв памятника как попытку ущемить не столько нашу общую, сколько их личную историю: "Меня здесь принимали в пионеры…", "Я здесь назначал свидания…".

- Человек, проживший в нашей стране в 80-90-е, в 2000-е годы, что-то узнавший о советском периоде, объективно проинформированный, может лишь стыдиться того, что был пионером. Если же ему это дорого, то никакого отношения к русской истории он не имеет. Это советский манкурт. И все.

- И еще один распространенный аргумент в защиту памятников, названий, а также мавзолея на Красной площади: "Не надо убирать, пока живы люди, верившие в эту, большую часть своей жизни".

- Я не только как историк, как, дерзну сказать, русский патриот и священник, могу сказать, что раскаяние в собственных ошибках никому еще не мешало. Если наши современники не сознают, что такое мавзолей Ленина в истории и в их жизни, значит, они пребывают в состоянии духовного обольщения, в мировоззренческой прелести. Тем более необходимо дать им это понять. 

- Часто говорят и о том, что, например, очередная смена названий требует финансовых затрат.

- Думаю, что восстановление исторических названий у нас в городе вряд ли потребует больших затрат, чем восстановление взорванного памятника и вообще поддержание всех этих памятников.

- Считаете ли Вы, что нужно запретить распространение коммунистической идеологии на государственном уровне, как это было сделано в Германии с нацизмом? 

- Безусловно, надо признать коммунистический режим преступным, прекратить идиотские попытки реабилитировать его жертвы - они в этом не нуждаются. Реабилитировать жертвы коммунистического режима - все равно, что реабилитировать жертвы маньяка.

Осуждение коммунистического режима как преступного, запрещение коммунистической символики - чрезвычайно важный элемент восстановления исторической справедливости. Но я боюсь, что этого уже не будет никогда. Мы прошли "точку невозврата".

- Как Вы относитесь к распространению в церковной среде ультрапатриотических и националистических настроений?

- В Церкви есть множество людей, мечтающих превратить веру Христову в еще одну разновидность замешанной на их комплексах тоталитарной идеологии, до предела политизированной. Они забывают элементарную вещь, что Царство Христово не от мира сего, и Церковь должна служить Богу, а не Родине. Мне хочется таким людям напоминать слова Константина Леонтьева: "Я пойду против моей Родины, если моя Родина пойдeт против Христа". Этот опыт Россия пережила в XX веке.

- А что Вы думаете о проекте "Имя России"?

- Во-первых, я не верю в подлинность его результатов. Во-вторых, считаю, что происходившее на наших экранах выразительно свидетельствовало о том, как наша история уже становится для нас не своей. Мы воспринимаем недавнее прошлое, даже XIX век, как историю какой-то другой страны. И вот это особенно страшно - отторжение от собственной истории.

- Вы сказали, что вера Христова - превыше всего, но в то же время мы отторгаемся от собственной истории. Если приход к вере - это обретение корней, что же, какой-нибудь бурят или перс обречен, уверовав во Христа, на отторжение от истории своего народа, связанной с буддизмом или исламом? Является ли для христианина трагедией отторжение от национальной истории?

- Противоречия здесь нет. Русская история во многом определялась христианскими ценностями, и потому отторжение от нее есть отторжение прежде всего от этих ценностей, которые как раз не позволяют творить из собственной истории кумира. Любому народу следует преодолевать в своей истории все чуждое Христу. Отторгнуться от собственной истории, если она чужда Христу во имя обретения Христа можно и должно. И тогда Христос не перечеркнет, а преобразит историю народа.

Беседовал Игорь Лунев -
для "Воды живой",
22.04.09