«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

Новый спектакль Александринского театра "Ксения. История любви" рассказывает о святости сценическими средствами

RSSRSS
Предыдущее фото Новый спектакль Александринского театра Следующее фото

В Александринском театре состоялась премьера спектакля "Ксения. История любви" по пьесе молодого драматурга Вадима Леванова в постановке Валерия Фокина. В ходе репетиций текст драматургического произведения подвергся значительным исправлениям, поэтому в программке значится: "Сценическая версия Александринского театра".

Пьеса и спектакль рассказывают историю подвига небесной покровительницы нашего города – святой блаженной Ксении Петербургской. По сути, это иллюстрация ее жития, текст которого вложен в программку. Перед началом спектакля он же проецируется на задник с помощью экрана.

Ксения оплакивает умершего мужа, надевает его мундир и уходит из дома. Дальнейшее – серия столкновений героини с персонажами пьесы из разных эпох. Среди них и наши современники (одна из значимых сцен – приход паломников к часовне блаженной Ксении на Смоленском кладбище, показывающая суетность и никчемность чаяний многих людей, считающих себя верующими).

Знатная дама и вельможа, продавший душу дьяволу, пьяные мастеровые и полубезумная кликуша, и даже ленинградцы 1930-х, стоящие в очереди в Большой дом, чтобы передать передачу арестованным родным и близким, – каждый обнаруживает свою несостоятельность. Одна Ксения остается носителем подлинной любви, подлинной веры, подлинного смирения.

Весь спектакль проходит под знаком воды, "петербургской сырости" : на авансцене – длинная канавка с водой, тень колеблющихся волн расходится по стенам и потолку, с "неба" постоянно льется вода – свидетельство неуюта, неустроенности, на которые обрекла себя Ксения, и одновременно - омывающая, очищающая стихия.

В финале за Ксенией приходит Смерть, и она с надеждой, без страха покидает земной мир.

Может возникнуть вопрос: позволительно ли рассказывать о святости средствами театра, не является ли это кощунством?

Спектакль вряд ли оскорбит чувства верующих в том смысле, что нимало не дискредитирует чтимую петербургскую святую.

Правда, есть среди персонажей поп и попадья, столь же далекие от идеала, сколь и остальные, с кем приходится сталкиваться Ксении. И – из песни слова не выкинешь – несколько раз со сцены звучит ненормативная лексика. Но ведь смысл спектакля – противопоставление чистой героини и грязной прозы жизни. Смотреть или не смотреть его – пусть каждый решит для себя сам.

Единственное, чего ощутимо не хватает, – собственно действия. Героиня и остальные персонажи практически не взаимодействуют: каждый, столкнувшись со святой, уходит со сцены таким, каким пришел. А ведь Ксения Блаженная славилась тем, что люди после встречи с ней каялись в грехах и меняли свою жизнь.

На фото - макет декорации спектакля. Художник - Александр Боровский.

"Вода живая",
01.03.09