C культурой духовного пения познакомит слушателей фестиваль "Святки" | RSS |
Радостными переживаниями наполнит праздничные дни Рождественский фестиваль хоровой музыки "Святки", который пройдет с 9 по 15 января в храме святых апостолов Петра и Павла при РГПУ имени Герцена и в храме иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Шпалерной улице.
О значении и роли духовной музыки в сегодняшней жизни, особенностях клиросного пения и планах проведения фестиваля рассказал организатор мероприятия, настоятель Скорбященского храма протоиерей Вячеслав Харинов:
- Рождественский фестиваль духовной музыки проводится в Петербурге уже не первый год. География его участников расширяется. В этом году к числу участников присоединится еще один коллектив из Беларуси. Вновь порадуют своим исполнительским мастерством хоры Чесменской церкви, грузинского прихода церкви Шестоковской иконы Божией Матери, мужской вокальный ансамбль "Валаам", гости из Беларуси - ансамбль "Ваганты".
Выступления пройдут в двух приходах, есть предварительная договоренность с епископом Гатчинским Амвросием о проведении заключительного концерта в стенах Духовной академии, ректором которой он является.
Фестиваль несет скрытую миссионерскую задачу - привлечь людей к храму через церковное искусство. И задачу эстетическую - познакомить слушателей с культурой духовного пения.
Если обратиться к XIX веку, можно увидеть, насколько высокими были хоровая культура и навыки интуитивной гармонизации богослужебного пения. Это особенно заметно, если сравнить минувшее с нынешним столетием. На порядок выше была и народная, солдатская, застольная песня. Исполнители свободно раскладывали их на голоса. А сегодня люди, не имеющие музыкального образования, с трудом поют в унисон.
К сожалению, клиросное пение переживало в истории России тяжелые периоды. Помню время, когда церковные песнопения исполнялись тайком, в них переделывали слова. Когда церковные певчие были особой категорией людей, кастой. Они владели и сохраняли мало кому понятную культуру духовных песнопений. Но, к сожалению, старели, уходили, их невозможно было заменить.
В последние десять лет ситуация изменилась. Все больше молодых людей открывают для себя культуру клиросного пения. На приходах появляются любительские хоры прихожан. Сегодня трудно найти людей с дирижерско-хоровых факультетов вузов, не знакомых с церковным пением.
Ежегодный фестиваль "Святки" не только свидетельствует о высоком уровне сегодняшнего клиросного пения. Он способствует развитию этой певческой культуры, помогает воспринимать ее шире, чем сугубо церковный вид искусства. Исполнители получают возможность обменяться опытом, а слушатели могут оценить звучание музыкальных произведений в естественных для этой культуры условиях.
"Вода живая",
08.01.09
|