«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

Протоиерей Евгений Горячев: важно определить специфику отношения к культуре христианской Церкви

RSSRSS
Предыдущее фото Протоиерей Евгений Горячев: важно определить специфику отношения к культуре христианской Церкви Следующее фото

Доклад настоятеля храмов Благовещения Пресвятой Богородицы и святителя Николая в Шлиссельбурге протоиерея Евгения Горячева "Христианские и секулярные основания современной культуры: противостояние или взаимодействие" открыл IV конференцию "Христианство и культура".

Отец Евгений напомнил, единого определения понятия "культура" нет, а само это слово происходит от латинского, означающего "обработка земли", в переносном смысле - улучшение. Определяя отношение к культуре христианской Церкви, следует руководствоваться словами апостола Павла: "Братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте" (Флп. 4,8).

Из дохристианской культуры христианство выбрало лучшее, отделив зерна от плевел. За две тысячи лет оно создало удивительную культуру, вдохновленную Евангелием, осуществив дерзновенную попытку "очеловечить" человека, преобразить его природные рефлексы и инстинкты в святые нетварные качества. Эта попытка есть свободное  подчинение библейским заповедям: "Будьте святы, ибо Я свят" (Лев. 11,45), "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный" (Мф. 5,48), "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранятся без порока..." (1 Фес. 5,23).

Постепенно этот возвышенный идеал стал представляться христианскому обществу утомительным, затем - не единственным и, наконец, ложным. Людские взоры, отвернувшись от привычной "евангельской старины",  с новым интересом всматривались в язычество и его греховные проявления. В период Ренессанса  богочеловечество уступило место карикатурному человекобожию. Историю культуры с той эпохи до наших дней можно сравнить с железнодорожным составом, от которого отсоединили локомотив: "Вначале инерция - творчество с другими задачами, но в христианских навыках, затем остановка - смена нравственных парадигм, когда не только идеи, но и навыки перестают быть христианскими, и, наконец, регресс - творческое бесплодие, самораспад, инфернальность, безобразие как  новая "красота", - так видит этот процесс отец Евгений.

Расцерковление культуры привело к ужасным последствиям ХХ века: коммунизму, фашизму, войнам, концлагерям. Россия внесла в эту "мировую культуру" свою лепту. К примеру, петровские реформы нарушили естественный ход исторического развития, а культура Серебряного века, несмотря на свои достижения, была упадочной - по стихотворному слову Константина Бальмонта: "Жизнь утомила меня,//Смерть, наклонись надо мной".

"Сколько талантливых, умных, культурных людей Серебряного века прошли мимо отживших, как им казалось, христианских истин, недоуменно и брезгливо отворачиваясь. Сколько людей той эпохи искали правду и истину там, где ее никогда не было, нет и не  будет", - с горечью заметил священник.

Причины прихода европейской цивилизацию к язычеству, а затем к безбожию отец Евгений видит в проблемах самой Церкви: секуляризация стала возможной из-за христианского фарисейства, саддукейства и христианского же язычества. Болезни библейского иудаизма и древнего мира в целом, описанные в Новом Завете, проникли в церковный организм и соблазнили многих честных, совестливых людей.

История этих негативных явлений начинается со времени превращения христианства в государственную религию, через разделение христианства на Западную и Восточную Церкви. Разделение произошло не потому, что христианский Восток был слишком созерцателен, а Запад слишком практичен, а из-за недостатка любви. Расцерковление и переориентация на язычество, гуманизм и атеизм были бы невозможны при сохранении за личностью в Церкви евангельской свободы совести и нравственного достоинства.

В отношениях христианства и секулярной культуры должно быть и противостояние, и взаимодействие. Противостояние - в необходимости называть вещи своими именами, отмечать явления культуры, которые, при всей их популярности, целиком "от мира сего". Взаимодействие - в необходимости находить произведения, выражающие христианское восприятие мира, - считает протоирей Евгений Горячев.

"Вода живая",
05.01.09