Епископ Петергофский Маркелл: «Опыт жизни во Христе – драгоценное наследие само по себе» (к 30-летию митрополита Никодима (Ротова)) | RSS |
"Вода живая" продолжает серию публикаций к 30-летию кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Предлагаем вниманию читателей воспоминания о покойном владыке викария Санкт-Петербургской митрополии, епископа Петергофского Маркелла (текст опубликован также в №9 журнала «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник» за 2008 год).
Мне выпала радость знать Владыку Никодима, быть и общаться с ним, смотреть на некоторые привычные моменты церковного бытия его взглядом, в чем-то поддерживать его — в той мере, в какой он мне определил. Его опыт церковной деятельности, пастырского служения, бескорыстного и самоотверженного вопреки всем трудностям и сложностям времени и собственным немощам был, есть и будет для меня исключительно примерным.
— Почему столь по-разному видится сегодня роль и значение митрополита Никодима в истории нашей Церкви?
В сложный период истории всегда кто-то восходит на крест, встречая осуждение и непонимание. Лишь немногим дано видеть в таком подвиге скорбь и страдание. Все зависит от того, каким взглядом, каким оком взирать. Кто смотрит любящим взором с желанием понять, оправдать, а кто — взором, полным ненависти и надменности, слепого ригоризма и непроницательности.
— Насколько актуальны результаты деятельности Владыки Никодима сегодня? Какими они воспринимаются из сегодняшнего дня?
Самоотверженное служение Христу и его Церкви, радение о людях и храмах, свидетельствование о Православии в России и за границей — разве может все это потерять актуальность сегодня? Большее из того, над чем трудился и работал митрополит, продолжает жить и давать свои церковные плоды. Это и защита от закрытия Духовных школ, и подготовка церковных служителей, которая не останавливалась в тяжелое время, когда многие семинарии закрывались. Многие встали на путь церковного служения под омофором митрополита Никодима.
— Что Вам представляется из духовного, литургического и пастырского наследия Владыки Никодима наиболее ценным и востребованным?
Опыт жизни во Христе и в Церкви, ставший для многих примером, отречение от самого себя до пределов пренебрежения собственным здоровьем и жизнью в служении Богу и людям — драгоценное наследие само по себе. Владыка любил православное богослужение, любил литургисать. Обладая великолепной памятью, Владыка мог безошибочно назвать имена тех святых, память которых празднуется в данный день, цитировать на память фрагменты из Минеи и Типикона.
Занимался он и церковным гимнотворчеством. Приходит на память воспоминание близкого помощника Митрополита: «Однажды в Серебряном Бору, — рассказывал тот, — Владыка буквально разрывался между бумагами и телефонными звонками. Присев у края стола, он быстро набросал несколько строк, а затем вырвал листки, но неудачно — часть текста осталась в блокноте на обрывках. Со словами “приведи все в порядок, мне некогда“, он передал мне это “хозяйство”, а сам снова занялся “текучкой”. Осторожно извлекши обрывки из блокнота, я соединил их с основным текстом, а затем склеил. Это были кондак, тропарь и величание одному из святых. Именно этот текст вскоре и был утвержден на заседании Синода».
К православному студенчеству Владыка испытывал особенную сердечную привязанность. Те, кто тогда учился в Духовных школах, помнят частые личные встречи и беседы с Владыкой. Он часто выступал в Духовной академии, говоря о необходимости связи богословия с жизнью, «которая удерживает мысль от удаления в бесполезную для дела спасения область отвлеченных рассуждений». Пример подлинного богословия им виделся в богословии Святых Отцов, которое развивалось в непрерывной связи с Апостольским Преданием, основываясь на Божественном Откровении, и соответствовало запросам жизни.
Беседовал протоиерей Александр Сорокин,
«Вода живая»,
05.09.2008.
Фото - Юрий Костыгов.
|