Александр Солженицын был, безусловно, мыслителем христианского мировоззрения, считает писатель Николай Коняев | RSS |
Сегодня вся Россия вспоминает Александра Солженицына. Похороны Александра Исаевича состоялись вчера в Донском монастыре. О роли Солженицына в жизни нашего народа и в своей собственной жизни специально для «Воды живой» вспоминает секретарь Союза писателей России, председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга Николай Коняев.
"Александр Исаевич вел себя как воцерковленный человек, его слова и поступки сообразовывались с верой в Бога и сыграли огромную роль в истории России и многих людей. Мы прошли через уроки Солженицына. Мне кажется, если бы я прочел его литературные воспоминания раньше, то и моя жизнь сложилась бы иначе... "Бодался теленок с дубом" - очень сильное произведение, там показан образ писателя, каким он должен быть в России. Но автор писал не совсем о себе, главный герой – не совсем он", – отметил Николай Коняев в беседе с корреспондентом "Воды живой".
"Солженицын заставляет думать об ответственности художника слова перед Богом, о соработничестве Творцу. Православный писатель должен всматриваться в Божий мир, прислушиваться к нему. Это в полной мере удавалось позднему Пушкину, чей гений не может быть превзойден. Солженицын пытался преодолеть собственную гордыню, поднимался на высоты духа, но и ему не в полной мере удавалось достичь пушкинской гармонии с миром. Об этой противоречивости я писал еще в статье "Солженицын в обвале", созданной под впечатлением работы Александра Исаевича "Россия в обвале", - напомнил писатель.
По мнению Коняева, попытки Солженицына дать рецепты переустройству России нуждаются в пристальном внимании, но и в критическом осмыслении. «Его беда была в том, что на устроение собственной жизни он потратил больше сил, чем на творчество. Его взгляды и оценки во многом пострадали от того, что были даны "издалека"».
"В его литературных трудах много противоречий. Например, в предисловии к главному творению "Архипелаг ГУЛАГ" он говорит, не может проверить факты, но действует по отношению к органам государственной безопасности по тому же принципу "презумпции виновности", который провозгласил главный следователь Вышинский. Это нравственно неправильно. Нельзя с преступниками действовать их же методами", - уверен Николай Коняев.
"У меня вызывает много вопросов и историческое исследование "Двести лет вместе". Это умная, глубокая книга с огромным фактологическим материалом. Но почему автор рассматривает только отрывок в двести лет отношений русского и еврейского народов? Их история насчитывает тысячу лет, еще при Иване Третьем на Руси зародилась ересь жидовствующих", - добавил собеседник.
"Думаю, Солженицына с его основным принципом "не верь, не бойся, не проси" (который не должен относиться к Богу) оценят история и время. Для нас он пример большого человека и христианина, который находится в непримиримой и бескопромиссной борьбе со своими грехами", - подытожил писатель.
Записала Елена Максименко,
"Вода живая",
07.08.2008.
|