«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

Александр Солженицын был, безусловно, мыслителем христианского мировоззрения, считает писатель Николай Коняев

RSSRSS
Ключевые слова: история, РПЦ, Санкт-Петербург
Предыдущее фото Александр Солженицын был, безусловно, мыслителем христианского  мировоззрения, считает писатель Николай Коняев Следующее фото

Сегодня вся Россия вспоминает Александра Солженицына. Похороны Александра Исаевича состоялись вчера в Донском монастыре. О роли Солженицына в жизни нашего народа и в своей собственной жизни специально для «Воды живой» вспоминает секретарь Союза писателей России, председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга Николай Коняев.
 
"Александр Исаевич вел себя как воцерковленный человек, его слова и поступки сообразовывались с верой в Бога и сыграли огромную роль в истории России и многих людей. Мы прошли через уроки Солженицына. Мне кажется, если бы я прочел его литературные воспоминания раньше, то и моя жизнь сложилась бы иначе... "Бодался теленок с дубом" - очень сильное произведение, там показан образ писателя, каким он должен быть в России. Но автор писал не совсем о себе, главный герой – не совсем он", – отметил Николай Коняев в беседе с корреспондентом "Воды живой".
 
"Солженицын заставляет думать об ответственности художника слова перед Богом, о соработничестве Творцу. Православный писатель должен всматриваться в Божий мир, прислушиваться к нему. Это в полной мере удавалось позднему Пушкину, чей гений не может быть превзойден. Солженицын пытался преодолеть собственную гордыню, поднимался на высоты духа, но и ему не в полной мере удавалось достичь пушкинской гармонии с миром. Об этой противоречивости я писал еще в статье "Солженицын в обвале", созданной под впечатлением работы Александра Исаевича "Россия в обвале", - напомнил писатель. 
 
По мнению Коняева, попытки Солженицына дать рецепты переустройству России нуждаются в пристальном внимании, но и в критическом осмыслении. «Его беда была в том, что на устроение собственной жизни он потратил больше сил, чем на творчество. Его взгляды и оценки во многом пострадали от того, что были даны "издалека"».
 
"В его литературных трудах много противоречий. Например, в предисловии к главному творению "Архипелаг ГУЛАГ" он говорит, не может проверить факты, но действует по отношению к органам государственной безопасности по тому же принципу "презумпции виновности", который провозгласил главный следователь Вышинский. Это нравственно неправильно. Нельзя с преступниками действовать их же методами", - уверен Николай Коняев.      
 
"У меня вызывает много вопросов и историческое исследование "Двести лет вместе". Это умная, глубокая книга с огромным фактологическим материалом. Но почему автор рассматривает только отрывок в двести лет отношений русского и еврейского народов? Их история насчитывает тысячу лет, еще при Иване Третьем на Руси зародилась ересь жидовствующих", - добавил собеседник.
 
"Думаю, Солженицына с его основным принципом "не верь, не бойся, не проси" (который не должен относиться к Богу) оценят история и время. Для нас он пример большого человека и христианина, который находится в непримиримой и бескопромиссной борьбе со своими грехами", - подытожил писатель.
 
Записала Елена Максименко,

"Вода живая",
07.08.2008