«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

Виталий Милонов: "Страну священниками не защитить"

RSSRSS
Предыдущее фото Виталий Милонов: Следующее фото
27 марта Законодательное Собрание Санкт-Петербурга обратилось к Президенту России с просьбой не призывать священнослужителей в армию. Наш корреспондент беседует с инициатором обращения, депутатом Виталием Милоновым.
 
- Виталий Валентинович, Вы выступили инициатором Обращения петербургского парламента к Президенту России с просьбой отказаться от призыва священников в армию. Каковы мотивы такого шага?
 
- Действительно, нами было подготовлено, а Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принято и направлено соответствующее Обращение к Президенту Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента от 6 февраля, священнослужители не достигшие 27 лет и не служившие в армии должны идти служить. Но тут ведь прямое противоречие апостольским правилам, церковному уставу, церковным законам и здравому смыслу!
 
- С позицией депутатов-христиан все достаточно понятно, - но, видимо, среди поддержавших документ были и не-верующие. В чем здесь логика?
 
- Логика в том, что если говорить ответственно, страну священниками не защитить! Священнослужители – это люди, которые себя посвящают служению государству, - государству не как госмашине, а как стране, - в гораздо большей степени, гораздо самоотверженней, нежели любой другой человек. И защита страны, в соответствии с христианским пониманием мира, как сказал Александр Невский, не только в силе, она - в правде. Страна с большим количеством священников защищена не только физически, но и гораздо более серьезными силами, нежели оружие. Ведь ничто не может сравниться с благодатью Божией! И ни один танк, ни одна ядерная установка не может лишить Содом и Гоморру своей участи, как бы там ни обороняться, какими бы современными устройствами не владеть. В то же время Иисус Христос, Сын Божий, пришедший в мир, запретил своему ученику защищать Его с мечом, когда Его пришли арестовывать в Гефсиманском саду. И Господь завоевал весь мир! И нет силы, более весомой на этом свете, нежели сошедший с небес Сын Божий.
 
- Однако среди депутатов были и противники принятия Обращения. На чем основывается их позиция?
 
- Увы, в петербургском парламенте есть и другие мнения по нашему вопросу. Особенно это иллюстрирует и подчеркивает реакция Коммунистической партии, которая суть есть, - они сами это признают, - наследница Коммунистической партии Советского Союза, наследница безбожной, антихристовой силы! Именно депутаты-коммунисты с негодованием и отчаянной энергией сегодня пытались не допустить принятия Обращения. Они апеллировали к тому, что священнослужители могут выбрать альтернативную службу. То есть не на год, а вообще на полтора года уходить с приходов! А если не идти на альтернативную гражданскую службу, то можно «спокойно» идти в армию и «нести туда духовность». Они говорили, что священнослужитель, который будет выполнять воинские предписания, станет образцом для других военнослужащих. На наш взгляд, образцом для военнослужащих он будет все же в качестве священника в приходской церкви…
 
- Депутаты-коммунисты голосовали «против» Обращения, депутаты от «Единой России» - «за». А представители других фракций?
 
- Подчеркну, что наибольшее сопротивление проект Обращения встретил среди коммунистов. Но непонимание вопроса было также во фракции «Справедливая Россия». Думается, что в силу тех же причин. Если коммунисты - явные безбожники, то социалисты… Но они, социалисты, в общем-то люди с еще не умершей надеждой… Я сегодня коммунистам сказал, что в принципе, несмотря на такую антихристианскую позицию, для них еще не пробил окончательный час невозможности раскаяния. Только смерть земная может быть окончательным духовным Рубиконом для них… До момента своей смерти они еще имеют возможность покаяться. Я им об этом рассказал… Но, по-моему, не был понят…
 
- Может быть, об этом еще рано говорить, но какова, по Вашему, перспектива Обращения? Будет оно услышано?
 
- Нам кажется, что да, оно будет услышано. Потому что это просто смешно: сто священников, сто пятьдесят, двести священников никоим образом не укрепят обороноспособность страны! Конечно, мы встретим сопротивление со стороны генералитета. Генералитет традиционно (и он во всех странах одинаковый!) считает, что все должны служить в армии. Кто не был в армии, тот в общем даже и не совсем человек…
 
- С чем, на Ваш взгляд, связана попытка призвать молодых священников в армию, почему вообще это предпринято? Ведь сегодня налицо некое сближение государства и Церкви. Активно ведутся разговоры о признании государством богословского образования. Широко, локально, но при этом весьма широко, развивается сотрудничество государства и Церкви в различных областях жизни. И вдруг такой факт?
 
- Если мы будем рассуждать как светские люди, мы можем найти одну совокупность причин. Если мы будем рассуждать как христиане, как члены Церкви, то должны помнить, что есть силы, которые некоторыми людьми движут для того, чтобы в нашем государстве не произошло восстановление богопочитания. Что же касается светской стороны вопроса… Повторю, что есть своя логика в заявлениях военных. Поскольку сократился срок службы в армии, с двух лет до одного года, то призывников не хватает, нужно сократить количество категорий граждан, которые обладают правом на отсрочку. Это их логика. И она, в общем, понятна. Другое дело, что если бы они сократили коррупцию в военкоматах, которая, возможно, есть, и об этом пишут периодически, то количество призывников увеличилось бы на порядки против того, что они получат путем призыва в армию священнослужителей. Еще есть какие-то возможности… У нас же задекларирован курс перехода на профессиональную армию! Зачем пытаться возобновлять всеобщий призыв, да еще такой сомнительный, как в этом случае?
 
- Каковы Ваши дальнейшие планы как депутата в развитие обсуждаемой инициативы?
 
- Это Обращение - первая, очень важная для нас, инициатива в этом направлении, чтобы сначала как минимум священнослужителей освободить… Следующим этапом, безусловно, будет постановка вопроса об отсрочках от службы в армии учащимся духовных семинарий и академий. Впрочем, если в академиях навряд ли много учащихся до 27 лет, то в семинариях как раз почти все – призывного возраста. Я смотрел статистику. Например, в Казанской епархии из 59 учащихся осталось 12 человек - все пошли служить в армию. О каком воспитании священнослужителя можно говорить, если он вырывается из образования, из тяжелого, достаточно насыщенного процесса и погружается в совершенно недуховную мирскую среду? А среда в нашей современной армии, понятно, не способствует духовному развитию.
 
- Насколько совершенно сегодняшнее законодательство в сфере государственно-конфессиональных отношений?  
 
- Совершенно несовершенно! Абсолютно несовершенно! Сохраняющийся принцип разделения государства и Церкви не только формален, но и в то же время очень глубок. Нет законодательно закрепленного особого статуса Церкви. В силу богоборческого наследия, которое наша страна имеет, у нас есть непонятно какая (вернее, нам то, христианам понятно какая) попытка уйти от так называемого «клерикализма». Есть декларативное признание «светского» характера государства. Не дай, Бог, чтобы никого не «обидеть», не «ущемить»!.. Мнение 75 процентов населения в данном случае не учитывается полностью. Партия, я не беру нашу страну, говорю в принципе, партия, победившая на выборах, набрав 75 процентов, полностью определяет политику государства. В то же время 75 процентов жителей нашей страны, являющиеся православными христианами, ничего не определяют в данной сфере. А если мы еще возьмем представителей других традиционных для нашей страны верований, то мы получаем больше 80 процентов, под 90 процентов людей, которые верят в Бога. В то же время государство никоим образом этим людям не помогает.
 
- В чем Вы видите причины такого отношения государства к правам верующих?
 
- Причины – идеологические, прежде всего. Считается, что есть некое «наследие», не религиозное, а «поликультурное». Есть некое обязательство государства по ремонту, частичному ремонту «объектов исторического наследия», каковыми являются многие храмы. Но это ведь делается не как восстановление именно храмов, культовых помещений (ни в коем случае!), а идет как восстановление «памятников архитектуры». В свое время наше государство руками своих сатанинских опричников уничтожило множество церквей. И что получается: те церкви, которые сумели выстоять в битве, которые Божиим промыслом не были снесены подчистую - имеют шанс, небольшой шанс при этом, на некий частичный возврат долга со стороны государства. А что делать тем приходам, тем храмам, которые стоят на землях, ранее принадлежавших Церкви, но застроенных новыми зданиями, ушедших под новострой?..
 
- Это огромная и важная проблема для современной Церкви!
 
- Я сам прихожанин именно такого храма, во имя святителя Петра, Митрополита Московского. Наша церковь была снесена коммунистами сразу после войны. До войны она была закрыта, а после войны ее снесли и по ней прошла улица Лени Голикова. Эта церковь - ровесница Петербурга, большой был храм! Сейчас восстановление этой церкви, в силу того, что там улица проходит, невозможно. Поэтому храм восстановился на бывшей церковной земле, но рядом, на новом месте. Таким образом, получается, что нет исторического преемства, нет фундамента, на котором мы восстанавливаем, и церковь строится исключительно на пожертвования прихожан. Это лишь одна из сотен историй!..  Но, подчеркиваю: церковь - была, церковь - снесена государством, наше государство – Российская Федерация - объявило себя преемником СССР и взяло на себя обязательства, понесенные Советским Союзом. Вот это и есть обязательство! Наша задача - законодательное восстановление права Церкви на помощь государства при восстановлении храмов не на историческом фундаменте. Конечно, здесь самым главным барьером для этого будет декларирование светского характера нашего государства и формальное отделение государства от Церкви… 
 
Беседовал Сергей Волобуев,
«Вода живая»,
07.04.2008.