В стенах РХГА церковные и светские специалисты обсудили проблемы современного церковного искусства | RSS |
17 января в Российской Христианской Гуманитарной академии в Петербурге состоялась презентация сборника докладов Всероссийской конференции «Церковное искусство: его восприятие и преподавание».
Конференция проходила в Москве в мае 2006 года и была организована Свято-Филаретовским православно-христианским институтом, Институтом художественного образования, Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Сборник докладов был издан минувшей осенью, первая его презентация прошла в Москве 20 ноября 2007 года. Петербургская презентация сборника, сопровождалась обсуждением поставленных в нем проблем. Среди выступавших были искусствоведы, богословы, священнослужители, преподаватели, а также мастера церковного искусства.
«Цель прошедшей конференции, изданного сборника и сегодняшнего обсуждения не в том, чтобы в полной мере раскрыть обозначенную тему,- сказал один из составителей и авторов сборника, преподаватель церковной археологии и христианской эстетики Свято-Филаретовского института, профессор Александр Копировский,- Мы пытаемся вовлечь церковных и светских специалистов, занимающихся вопросами искусства, в продуктивный диалог. Мы хотим объединить два взгляда на церковное искусство: и художественно-эстетический, и богословский». В ответ директор Православного института миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений, профессор РХГА протоиерей Владимир Федоров назвал такое взаимодействие разноплановых специалистов «междисциплинарным экуменизмом» и всецело поддержал его.
В том же ключе прошло выступление доктора искусствоведения Веры Залесской. Будучи заведующей сектором Византии и Ближнего Востока Государственного Эрмитажа Вера Николаевна выразила надежду на то, что «люди церковные будут больше помогать музейщикам в исследовательской работе».
О том, что до недавних пор между богословами и искусствоведами не было диалога, а был лишь обмен мнениями, говорил председатель Архитектурной комиссии Санкт-Петербургской епархии, директор Иконописного отделения Санкт-Петербургских Духовных школ и доцент Российской Академии художеств имени Репина игумен Александр Федоров. Отец Александр подчеркнул, как важно современным творцам, «прочувствовав дух и вкус церковного искусства, не ограничивать себя лишь копированием старых шедевров». Развивая эту мысль, иконописец Филипп Давыдов говорил о важности сохранения иконописи как живой традиции – «Работа для иконописца должна быть продолжением его духовной жизни».
В заключительном слове Александр Копировский высказал пожелание издать следующий сборник по итогам прошедшего обсуждения и тем самым продолжить междисциплинарный диалог о проблемах церковного искусства.
«Вода живая»,
19.01.2007
|