Какой должна быть икона XXI века?: в «Буквоеде на Восстания» прошла встреча с иконописцем Филиппом Давыдовым | RSS |
18 декабря в книжном клубе «Буквоед на Восстания» состоялась встреча с православным иконописцем Филиппом Давыдовым, руководителем мастерской «Живая традиция иконописания».
Встречу, озаглавленную как «Назад в будущее: икономания», проводила ассоциация «Личность». Эта ассоциация объединяет социально активных верующих, поклоняющихся Богу в протестантских церквях. Знаменательно, что организаторами встречи стали христиане, церковная традиция которых не предполагает иконопочитания. Тем не менее, продуктивный диалог между сторонниками и противниками икон в храмах состоялся.
В начале беседы Филипп напомнил: 80% всей информации человек получает через зрение. «Несмотря на то, что информация не всегда осмысливается человеком, она все же откладывается в его подсознании, - отметил он, - В средние века Церковь как основное прибежище культуры рассказывала - посредством икон и храмовой росписи - о самом важном: о жизни после смерти. Это предопределяло систему ценностей средневековых людей, имеющую вневременные и нематериальные ориентиры». Сейчас же мы, по мнению Филиппа, по большей части находимся во власти дизайнеров. Именно они «программируют» нашу жизнь. И в результате из людей, пекущихся о душе, мы превращаемся в потребителей товаров и услуг.
Далее Филипп Давыдов кратко рассказал о том, как менялась форма иконы на протяжении веков. Иллюстрируя свои слова видеорядом, художник поведал о фаюмском портрете, из которого родилась древняя иконопись. Образы на ранних иконах отличались той же человечностью, что и лица на живописных портретах из Древнего Египта. Однако уже к XII веку такая «живость» из иконописных образов пропадает, ибо в ней увидели соблазн идолопоклонства. Взамен реалистичности в иконах появляется «типологический» язык: например, нимб с перекрестием используется при изображении Христа, а крест в руке указывает, что перед нами мученик. Так понятый канон, подчеркнул Филипп, не вгоняет художника в строгие рамки - он просто позволяет сделать образ узнаваемым.
Основной вопрос, стоящий перед современными иконописцами, по словам Филиппа Давыдова – какой должна быть икона XXI века? Стоит ли повторять пройденное, копировать творения мастеров прошлого?
Сам Филипп называет себя «сторонником традиционных методов при живом отношении к работе». Он полагает, что, даже воспроизводя образцы предшественников, необходимо вкладывать в работу душу: «Любая работа выходит за рамки инструкции, жизнь - слишком честная штука, и трудиться нужно честно. Если работа делается со скукой, то и результат будет скучным». «Икона, - добавил он, - работает как проповедь, рассказывает о жизни святых, настраивает зрителя на диалог с Богом. Поэтому иконописец, в своем роде, является проповедником, и он должен помнить об этом».
Справка:
Филипп Давыдов – выпускник Академии Художеств, член Санкт-Петербургского союза художников, впервые участвовал в работе по фресковой росписи в возрасте 16 лет. Иконописи и технологии фрески обучался в иконописной мастерской собора Рождества Иоанна Предтечи (Псков) с 1991 по 2001 год. Работает в техниках иконописи, фресковой росписи по сырой известковой штукатурке.
Основные фресковые работы:
2001- надвратная роспись в ц. Рождества Иоанна Предтечи (Псков).
2002 - надвратная роспись в ц. Св. Иоанна Кронштадтского (пр. Стачек, Санкт-Петербург), совместно с О.Н. Шаламовой.
2003 - надвратная роспись в Св. Николая (ул. Предпортовая, Санкт-Петербург), совместно с совместно с Ольгой Шаламовой.
2004 - роспись купола и медальона над входом в ц. Успения (с. Лезье-Сологубовка, Лен. обл.).
2004 - роспись апсиды церкви Св. Иоанна Богослова (Нью Брансвик, США).
2007 - роспись в зале приходских собраний храма Федоровской иконы Божией Матери (ул. Миргородская, 1-б, Санкт-Петербург) совместно с Ольгой Шаламовой и Федором Пирвицем.
2007 - участие в работах по росписи Христорождественского храма г. Мытищи (Подмосковье).
Другие работы:
1997 – участие в работах по огневому ртутному золочению. Создание входных дверей главного храма Ново-Валаамского монастыря (Финляндия).
С 2005 года по настоящее время - работа над иконостасом в церкви святых апостолов Петра и Павла в АППО (СПб) совместно с Ольгой Шаламовой.
Более 150 икон Филиппа Давыдова находятся в храмах и частных собраниях России, Англии, Франции, Испании, Дании, Бельгии, Голландии, Италии и США.
Иконописная и фресковая мастерская "Живая традиция" была основана Филиппом Давыдовым и Ольгой Шаламовой в 2000 году, в настоящее время она находится Санкт-Петербурге. Постоянный состав сотрудников мастерской - 3 человека (Филипп Давыдов, Ольга Шаламова и Федор Пирвиц).
Более подробную информацию о мастерской можно найти на сайте www.sacredmurals.com.
«Вода живая»,
20.12.2007
|