В Петербурге открылась выставка работ золотошвей | RSS |
12 декабря в Музее-памятнике «Нарвские Триумфальные ворота» открылась выставка «Церковное и светское золотое шитье 19 – 21 веков», которая продлится до 27 января.
На выставке представлены работы мастериц-золотошвей эстонского Пюхтинского Свято-Успенского женского монастыря, производственного объединения «Церковные ткани» и всемирно известной Торжокской школы художественной вышивки.
Инициатива проведения выставки принадлежит Центру петербургских искусств «АВИТ».
«Церковное и светское золотое шитье 19 – 21 веков» - межмузейный выставочный проект. Поэтому, помимо коллекции Центра петербургских искусств, здесь можно увидеть экспонаты из Государственного музея истории религии, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого, Санкт-Петербургской городской театральной библиотеки.
Самым древним экспонатом выставки является старообрядческая пелена, датируемая XVIII веком. Остальные предметы коллекции – хоругви, иерейские облачения, митры, плащаницы, вышитые золотом покровцы, а также нарядная одежда для мирян были выполнены не ранее XIX века. «У нас представлены и совсем современные работы,- подчеркнул куратор выставки, директор Центра петербургских искусств «АВИТ» Александр Бухарев, - Для нас, в данном случае, историческая ценность изделий второстепенна. Главное, что художественная ценность работ не подлежит сомнению».
Впрочем, XIX век – самый рассвет этого уникального художественного промысла. Хоть и уходит вышивальное искусство своими корнями в русское средневековье, но свое наибольшее развитие оно получило на рубеже XVIII – XIX веков в городе Торжок Тверской губернии. По словам куратора выставки, золотое шитье дважды находилось на грани исчезновения. Первый раз - в конце XIX века, в связи с приходом быстротечной моды на машинную вышивку. Тогда искусство ручного вышивания поддержала группа купцов-почитателей. Как ни странно, но даже в советское время торжокские мастерицы были востребованы. Они вышивали знаки отличия для Красной Армии.
Второй кризис пришелся на конец XX века, когда перед мастерскими остро встали финансовые проблемы. «Несмотря на желание помочь мастерским в решении денежных проблем, мы принципиально не занимаемся продажей изделий. Цель нашей выставки,- как сообщил Александр Бухарев,- пропаганда этого истинно русского вида художественного промысла».
«Вода живая»,
13.12.2007
|