«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

В Российской национальной библиотеке прошла конференция о церковной жизни в имениях графов Шереметевых

RSSRSS
24 ноября в РНБ состоялись XV Шереметевские чтения. Тема чтений на этот раз была заявлена как «Церковное строительство и церковная жизнь в имениях Шереметевых». О важности Церкви в жизни Шереметевского рода сохранилось немало свидетельств. Шереметевы, один из старейших дворянских родов России, отличались не только богатством и влиятельностью, но и благочестием. В каждом своем имении они строили каменный храм или реставрировали уже имеющийся, жертвовали большие суммы монастырям, помогали бедным.
 
Началась конференция с панихиды по представителям рода Шереметевых – начиная с боярина Андрея по прозвищу Шеремет, основоположника всей фамилии (Шеремет – тюркское имя; его нарицательное значение – имеющий скорый, легкий шаг, а также грубый, вспыльчивый, горячий). Поминальную службу совершил настоятель храма во имя Феодоровской иконы Божией Матери протоиерей Александр Сорокин. Отец Александр также напомнил присутствующим, что Феодоровская икона Божией Матери связана не только с семьей Романовых, но и с семьей Шереметевых: несколько столетий у Шереметевых хранится чудотворный список этой иконы. Сейчас этот список находится у Евдокии Шереметевой, последней представительницы рода Шереметевых в России (сама Евдокия Васильевна проживает в Москве и была почетным гостем конференции).
 
Затем старший научный сотрудник Института генеалогических исследований РНБ, вице-президент Российского генеалогического общества Алла Краско прочла доклад на тему «Шереметевы и Церковь». Она рассказала о связях Шереметевых с Кирилло-Белозерским монастырем, Троице-Сергиевой лаврой. Шереметевы, по ее словам, не только любили бывать в старинных монастырях (и жертвовали большие суммы на их благоукрашение), но и строили новые. Так, Борис Петрович Шереметев, первый русский граф, сподвижник Петра I, основал в селе Борисовке Курской губернии Тихвинский женский монастырь (сейчас монастырь восстанавливается, но исторические постройки, увы, не сохранились). Его легендарный внук, граф Николай Петрович Шереметев, был известен не только тем, что женился на своей крепостной, но и тем, что выстроил Странноприимный дом в Москве, Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове. А один из последних «дореволюционных» Шереметевых, Сергей Дмитриевич, был председателем Комитета попечительства русской иконописи.
 
Директор Института генеалогических исследований РНБ Игорь Сахаров рассказал о селе Чиркине Коломенского уезда – одной из древнейших шереметевских вотчин. Игорь Васильевич подчеркнул, что в старой России обычно приделы храмов в родовых вотчинах посвящалась святым – небесным покровителям членов семьи; так, в Покровской церкви в селе Чиркине придел во имя преподобного Андрея Критского был основан в честь Андрея Шеремета.
 
Несколько докладов были посвящены домовой церкви святой великомученицы Варвары в Фонтанном доме Шереметевых в Петербурге. С историей этого храма участников конференции познакомил помощник заведующего библиотекой Санкт-Петербургской Духовной академии Александр Бовкало. Он сообщил, что церковь была основана Петром Борисовичем Шереметевым (сыном упомянутого выше генерала-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева), славилась великолепным хором. На службах бывало много народу, но вход не был свободным: чтобы стать прихожанином церкви св. Варвары, требовалось разрешение хозяина дома. Иногда желание посетить службу изъявляли августейшие особы – тогда обычным прихожанам вход был запрещен.
 
Далее старший научный сотрудник ИГИ РНБ Анна Патракова рассказала о книге графа Сергея Дмитриевича Шереметева «Воспоминания о службах в нашей домовой церкви», научный сотрудник Музея музыки в Шереметевском дворце Светлана Довбенко – о литургическом пении в церкви Фонтанного дома.
 
Разумеется, на конференции не мог не встать вопрос о нынешней судьбе этого храма. Алла Краско выразила надежду, что запланированное издание материалов конференции поспособствует процессу восстановления церкви святой Варвары. Заместитель директора по развитию Шереметевского дворца Наталья Головко рассказала о ходе восстановительных работ. Так, к 2010 году – 200-летию Фонтанного дома – планируется завершить все работы в помещении церкви. Но, подчеркнула Наталья Петровна, отреставрированная комната – это еще не храм. Иконостас, престол, церковная утварь – ничего этого в храме нет, и здесь надеяться на помощь государства не приходится, только на свои силы. Сейчас формируется приход; приходской совет возглавил настоятель Казанского кафедрального собора протоиерей Павел Красноцветов. «Мы надеемся начать юбилейные торжества 7 ноября 2010 года с освящения церкви, – сказала Наталья Головко. – К юбилею планируется издать монографию о дворце, и целая глава будет посвящена нашему храму».
 
В завершение участникам и гостям конференции был показан слайд-фильм о современном состоянии храмов в бывших имениях Шереметевых в Мценском уезде (Орловская область). Как отмечают создатели фильма, в основном состояние этих храмов плачевно, но даже по тому, что сохранилось, можно судить об изяществе архитектуры и добротности строений. Что ждет эти храмы в будущем, неизвестно. Увы, в провинции мало энтузиастов, которым под силу было бы их восстановление. Остается уповать на помощь Божию.
 
«Вода живая»,
25.11.2007