Новая книга о старообрядческой книжной традиции представлена читателям Петербурга | RSS |
Новое издание «Старообрядчество Бессарабии: книжность и певческая культура» (М.: Индрик, 2007) поступило в книжные магазины Петербурга. Авторы книги - московские историки Елена Смилянская и Николай Денисов. 12 ноября в конференц-зале Европейского университета в Санкт-Петербурге Елена Смилянская представила книгу читателям Северной столицы.
Книга представляет собой исследование исчезающей старообрядческой книжной культуры на территории Молдовы (исторической Бессарабии). Издание сопровождается каталогом рукописей, собранных археографическими экспедициями начиная с 1973 года.
Книга опубликована в честь столетия легендарного академика Дмитрия Лихачева, который неоднократно подчеркивал важность изучения культурного наследия староверов.
Елена Смилянская отметила, что ценнейшие памятники старообрядческой книжной культуры и старинные традиции певческого искусства староверов сберегли до наших дней не ученые, не музейщики, а сами члены старообрядческих общин. Через века старообрядцы сохранили древнерусскую культуру живой и неизменной, а потому представляют неизменный интерес для историков и археографов.
В этом плане, нынешние исследователи, сохраняя старинные книги от утраты (расхищения, истления, ритуального захоронения), - в частности, изымая их в музеи и научные институты - наносят непоправимый урон старообрядческой культуре. Таким образом, по словам Елены Смилянской, ученые лишают жителей региона возможности использовать духовные книги по их прямому назначению, что приводит к угасанию некоторых духовных практик. Например, в отсутствие старинных книг пение духовных стихов по крюкам заменяется пением по памяти, а репертуар исполняемых былинных стихов обедняется, в результате вывоза из региона стихотворных сборников.
Прогноз Елены Смилянской относительно будущего старообрядческой культуры в целом - неоднозначен. С одной стороны, по мнению историка, старообрядчество в его прежнем виде – как традиция, передаваемая из поколения в поколение – безусловно, угасает. Потомственных старообрядцев, впитавших традицию «с молоком матери», в мире все меньше. С другой стороны, в настоящее время состав старообрядческих общин во всем мире активно обновляется. На смену уходящему поколению приходят новые молодые люди, не имеющие старообрядческих корней, но, тем не менее, находящие духовную опору в старой вере.
«Вода живая»,
13.11.2007
|