«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

Новая книга о старообрядческой книжной традиции представлена читателям Петербурга

RSSRSS
Ключевые слова: старообрядчество, книги, наука
Новое издание «Старообрядчество Бессарабии: книжность и певческая культура» (М.: Индрик, 2007) поступило в книжные магазины Петербурга. Авторы книги - московские историки Елена Смилянская и Николай Денисов. 12 ноября в конференц-зале Европейского университета в Санкт-Петербурге Елена Смилянская представила книгу читателям Северной столицы.
 
Книга представляет собой исследование исчезающей старообрядческой книжной культуры на территории Молдовы (исторической Бессарабии). Издание сопровождается каталогом рукописей, собранных  археографическими экспедициями начиная с 1973 года.
 
Книга опубликована в честь столетия легендарного академика Дмитрия Лихачева, который неоднократно подчеркивал важность изучения культурного наследия староверов.
 
Елена Смилянская отметила, что ценнейшие памятники старообрядческой книжной культуры и старинные традиции певческого искусства староверов сберегли до наших дней не ученые, не музейщики, а сами члены старообрядческих общин. Через века старообрядцы сохранили древнерусскую культуру живой и неизменной, а потому представляют неизменный интерес для историков и археографов.
 
В этом плане, нынешние исследователи, сохраняя старинные книги от утраты (расхищения, истления, ритуального захоронения), - в частности, изымая их в музеи и научные институты - наносят непоправимый урон старообрядческой культуре. Таким образом, по словам Елены Смилянской, ученые  лишают жителей региона возможности использовать духовные книги по их прямому назначению, что приводит к угасанию некоторых духовных практик. Например, в отсутствие старинных книг пение духовных стихов по крюкам заменяется пением по памяти, а репертуар исполняемых былинных стихов обедняется, в результате вывоза из региона стихотворных сборников.
 
Прогноз Елены Смилянской относительно будущего старообрядческой культуры в целом - неоднозначен. С одной стороны, по мнению историка, старообрядчество в его прежнем виде – как традиция, передаваемая из поколения в поколение – безусловно, угасает. Потомственных старообрядцев, впитавших традицию «с молоком матери», в мире все меньше. С другой стороны, в настоящее время состав старообрядческих общин во всем мире активно обновляется. На смену уходящему поколению приходят новые молодые люди, не имеющие старообрядческих корней, но, тем не менее, находящие духовную опору в старой вере.
 
«Вода живая»,
13.11.2007