«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 3, 2011 год

Есть контакт?



Как выглядит «контактная благотворительность»? В первую очередь социальная сеть — это способ человеку найти человека. «В Контакте», по словам его создателей, на начало февраля было зарегистрировано более 110 миллионов пользователей. Администратор сообщества приюта для несовершеннолетних матерей «Маленькая мама» Юлия Захарова считает, что «среди интернет-ресурсов «В Контакте» занимает ведущее место по всем показателям: широтой охвата аудитории, возможностями интерфейса. Сайт позволяет делать многое: выносить новую информацию каждому члену группы в новости, размещать фотографии и видео, создавать обсуждения по темам, просматривать статистику«.Благотворительные фонды ищут «В Контакте» волонтеров, готовых пожертвовать своим временем, силами и, конечно, деньгами. Православные приходы объединяют вокруг себя активистов, согласных трудиться на восстановлении храма. Сообщества энтузиастов «всем миром» собирают средства на добрые дела: от новогоднего подарка сироте до дорогостоящей операции онкологическому больному.
Но наивно полагать, что благотворительность в «В Контакте» — это быстро и легко. Большинство людей приходит на сайт с целью развлечься: поболтать о пустяках, оставить комментарии к фотографиям. И даже если человек вступает в благотворительное сообщество, это еще ничего не значит: шаг от номинального участия к реальному делают единицы. «Из 2000 человек, официально записавшихся в сообщество „Маленькая мама“, активных — около 20, то есть примерно один процент. Еще есть люди, которые помогают разово и потом „отваливаются“», — говорит Юлия Захарова.
У группы помощи Приозерскому детскому дому аналогичные проблемы. По рассказу администратора Светланы Мазилкиной, когда группа только формировалась, «самые активные участники высылали приглашения друзьям. Из ста получивших принимало приглашения человека два-три, но, как правило, лишь для галочки, особой активности мы не замечали». С развитием сообщества ситуация меняется в лучшую сторону, но неизменно остаются «мертвые души». «Мы не пытаемся „доставать“, тормошить людей: „Вы участники группы, ну-ка помогайте!“ Это личное дело каждого. Все, что мы позволяем себе, — общую рассылку на новогодние праздники, так как покупку подарков для всех детей нам не осилить просто физически», — продолжает Светлана. Но есть и те, кто помогает безо всяких напоминаний со стороны администрации группы, предлагает новые интересные идеи. Так, среди волонтеров Приозерского детского дома есть студенты одного общежития, которые регулярно скидываются всей компанией и привозят огромные пакеты со сладостями для детишек.
Профессионально к развитию групп «В Контакте» подходят единицы, возможно, потому, что администраторы — простые добровольцы, не владеющие техниками фандрайзинга. Группы с большим числом пользователей растут благодаря «сарафанному радио». Работа с участниками ведется стихийно: от акции к акции, от одной просьбы о помощи к другой. Некоторые разовые мероприятия становятся постоянными. Группа волонтеров Санкт-Петербургского детского хосписа, например, уже несколько лет помогает реализовать новогоднюю акцию «Мечты сбываются». На сайте хосписа публикуется список желаний пациентов, а организаторы группы оповещают об этом волонтеров «В Контакте». По словам Ольги Цветковой, администратора сообщества, «каждый может выбрать подарок в соответствии со своими предпочтениями и бюджетом, на дорогостоящие подарки мы организуем сбор средств. Делается встреча „В Контакте“ и высылаются приглашения всем членам группы. Кроме того, среди друзей и друзей друзей можно найти тех, кто поможет осуществить нематериальные мечты пациентов хосписа, например, организовать встречу со „звездой“. Есть и так называемые автоволонтеры, которые помогают отвезти ребенка, например, к врачу».
У популярности «В Контакте» есть и обратная сторона: как всякий интернет-ресурс, он страдает от спама (от англ. spam — массовая рассылка рекламы). Страницы пользователей взламывают, люди получают десятки приглашений в группы сомнительного содержания. Растет раздражение и, как следствие, предубеждение против любых призывов от незнакомцев. Очередную просьбу «спасите жизнь ребенка — сделайте пожертвование» люди воспринимают либо как мошенничество, либо просто как надоедливый фон, который надо игнорировать.
Юлия Захарова из «Маленькой мамы» полагает, что изначально, когда группа только создавалась, многих подкупило то, что она не собирала деньги. «На ношеных вещах или б/у мебели тяжело заработать мошенникам, помощь у нас конкретная и реальная, поэтому вызывает доверие. Потом мы все-таки создали Яндекс-кошелек по просьбам участников, которые живут далеко, но хотят помочь. Но поступления туда идут очень маленькие. За год мы собрали всего около 4000 рублей...»
Быть администратором группы «В Контакте» — большой труд. И дело тут не только в том, что ежедневно приходится чистить новостную ленту сообщества от агрессивного спама. По просторам интернета бродят очень разные люди, и не факт, что человек, зашедший на страничку волонтерского объединения, сделал это с добрыми намерениями. «Мы часто сталкивались с негативом, — делится Юлия Захарова. — Порой даже плакать хотелось от того, какими злыми бывают люди. Месяц назад какая-то женщина спросила, не хотим ли мы в тюрьму, даже не написав, в чем мы провинились... Но мы не унываем и продолжаем работать дальше. И находим отклик. Однажды „Маленькая мама“ всего за неделю нашла 70 000 рублей на сложную операцию малышу».
У группы волонтеров Детского хосписа тоже есть свои победы, одна из них — покупка инвалидной коляски с электроприводом за 85 100 рублей. «Меня переполняет чувство радости при встрече с незнакомыми людьми, которые от всего сердца жертвуют средства на благое дело», — говорит Ольга Цветкова.
С недоверием благотворительные группы борются, размещая в профиле сообщества максимум информации: ссылку на сайт, адрес и телефон организации, имена и телефоны руководителей. Светлана Мазилкина рассказывает, что группа помощи Приозерскому детскому дому «всегда отчитывается о тратах собранных денег в специально созданном фотоальбоме. Мы сканируем чеки, фотографируем товары, покупки, подарки. Чтобы люди видели, что мы никого не обманываем. Пожалуйста, все видно, как на ладони».
Но, несмотря на отдельные успехи в сборе денег через «В Контакте», сайт сильно проигрывает традиционным интернет-сервисам для пожертвований. «Мы скорее группа-информатор, чем средство фандрайзинга», — говорит Юлия Захарова. Возможно, в будущем ситуацию изменит виджет «Пожертвования» — специальная виртуальная кнопка «В Контакте», с помощью которой любой пользователь может сделать благотворительный взнос.
В 2010 году администрация социальной сети запустила программу сотрудничества с российскими НКО (некоммерческими организациями). Фонды подписывают договор с сайтом и после проверки получают возможность установить на своем сайте или внутри сообщества кнопку «Пожертвования». Кнопка связана с платежной системой «В Контакте», а транзакция подтверждается SMS сообщениями. Процентов с передачи средств сайт не взимает. В запуске проекта участвовали организации «Подари ребенку праздник» и «Теплый дом», за первые сутки они собрали более 20 000 рублей.
Евангельский принцип «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» в «В Контакте» осуществить невозможно. Сведения о пожертвованиях публикуются в статусе пользователя, который видят все его друзья. Только удалив новость постфактум, можно сохранить доброе дело в тайне. Администрация сайта уверена, что публичность взносов — не спорный момент, а идеальное средство быстро распространить информацию по социальной сети. Больше пользователей узнают — больше помогут.
Как показывает практика, в социальных сетях действуют абсолютно те же законы, что и в реальной жизни. На одного активиста приходится десять пассивных наблюдателей. Один мошенник способен свести на нет старания многих честных благотворителей. Но есть и позитивные пересечения виртуальной реальности и нашей жизни. Беда не остается незамеченной: не бывает так, чтобы никто не помог. Доброе дело вызывает цепную реакцию, если кто-то сделал шаг навстречу ближнему, обязательно найдутся желающие шагать вместе с ним. «В Контакте» — очень неоднозначное явление современного рунета, как мы им воспользуемся — выбор каждого из нас.

Елизавета Киктенко