«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 7, 2007 год

«Но избави нас от лукаваго»

Евангельское чтение на Литургии в неделю 5-ю по Пятидесятнице (Мф. 8, 28 - 9, 1)

Церковнославянский перевод [Примечание]:

28 Во вре1мz џно, прише1дшу i3и7су въ странY гергеси1нскую, срэто1ста є3го2 два2 бЁсна t грw2бъ и3сходz6ща, лю6та ѕэлw22, я4кw не мощи2 никомY минyти путе1мъ тёмъ.

29 И# се2 возопи1ста, глагw1люще: что2 на1ма и3 тебЁ, i3и7се сн7е бж7ій; прише1лъ є3си2 сЁмw пре1жде вре1мене мyчити на1съ.

30 Бz1ше же дале1че t нею2 ста1до свинjй мно1го пасомо.

31 Бёси же молz2ху є3го2, глаго1люще: а4ще и3зго1ниши ны2, повели2 на1мъ и3ти2 въ ста1до свино1е.

32 И# рече2 и5мъ: и3ди1те. O#ни1 же и3зше1дше и3до1ша въ ста1до свино1е: и3 се [а4біе] u3стреми1сz ста1до все2 по бре1гу въ мо1ре, и3 u3топо1ша въ вода1хъ.

33 Пасyщіи же бэжа1ша, и3 ше1дше во гра1дъ, возвэсти1ша всz6, и3 w3 бэсно1ю.

34 И# се2 ве2сь гра1дъ и3зы1де въ срётеніе i3и7сови: и3 ви1дэвше є3го2, моли1ша, z4кw да бы2 преше2лъ t предBлъ и4хъ.

И# влёзъ въ кора1бль, пре1йде и3 пріи1де во сво1й гра1дъ.

Русский Синодальный перевод:

28 В то время, когда Иисус прибыл в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. 29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. 30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней. 31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. 32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. 33 Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. 34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

Русский перевод епископа Кассиана:

28 В то время, когда Иисус прибыл в страну Гадаринскую, Его встретили, выходя из могильных пещер, два бесноватых, столь свирепых, что тем путем никто не мог пройти. 29 И вот они закричали: что Тебе до нас. Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. 30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней. 31 И бесы просили Его; если Ты изгоняешь нас, пошли нас в стадо свиней. 32 И Он сказал им: идите. Они, выйдя, пошли в свиней. И вот ринулось всё стадо с крутизны в море, и свиньи погибли в воде. 33 А пастухи побежали и, придя в город, объявили о всём, и о бесноватых. 34 И вот весь город вышел навстречу Иисусу. И когда они увидели Его, попросили удалиться из области их.

1 И войдя в лодку. Он переправился и прибыл в город Свой.

Русский перевод С.С. Аверинцева:

28 В то время, когда Иисус прибыл в окрестности Гадары, навстречу Ему вышли из могильных пещер двое бесноватых, которые были до того буйны, что по той дороге никто пройти не мог. 29 И вот возопили они, вопрошая: «Что Тебе нужно от нас, Сын Божий? Уж не пришел ли Ты сюда, чтобы прежде срока мучить нас?» 30 А в отдалении от них паслось большое стадо свиней. 31 И стали бесы просить Его, говоря: «Если Ты нас изгоняешь, отошли нас в это свиное стадо!» 32 И Он сказал им: «Идите!» И они, выйдя, вселились в свиней, и вот ринулось все стадо с крутизны в море и погибли они в водах. 33 Те же, кто были при стаде, кинулись бежать, а придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. 34 И вот весь город вышел навстречу Иисусу, и когда Он показался, стали они просить оставить их края.

1 И Он, войдя в лодку, переправился и приплыл в Свой город.


Рассказ об исцелении Спасителем Гергесинских бесноватых содержится в трех синоптических Евангелиях (Мф. 8, 28-34; Мк. 5, 1-20; Лк.8, 26-39). Однако в ранних рукописях, в переводах и в трудах отцов Церкви существуют разночтения по поводу того, в каком именно месте Господь совершил это чудо.

Место совершения чуда

В греческом тексте Матфей называет местность, куда прибыл Спаситель - страной Гадаринской, Марк - Герасинской, Лука - Гергесинской. В русском же синодальном переводе у Матфея - страна Гергесинская, а у Марка и Луки - Гадаринская.

В древности было три города, от которых могли заимствовать название этой местности евангелисты. Гераса находился в 50-ти км от побережья, Гадара - в 8-ми км. Но все три евангелиста согласно говорят, что бесноватые повстречались Христу, как только Он сошел на берег. На берегу же Тивериадского озера был расположен город Гергеса, прямо напротив Галилеи, на что указывает Лука: «И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи» (Лк. 8, 26). К тому же поблизости находился крутой обрыв, соответствующий упоминанию «крутизны», с которой стадо свиней бросилось в море. Все это свидетельствует в пользу Гергесы как места совершения Христом чуда.

Бесноватый или бесноватые

Матфей говорит о двух бесноватых, Марк и Лука об одном. Примирить эту несогласованность можно только предположением, что Матфей обратил внимание на двух лиц, а Марк и Лука только на одного, более свирепого, чем другой. По мнению святителя Иоанна Златоуста, в этом нет никакого противоречия: «Разногласие между евангелистами оказывалось бы только тогда, когда бы Марк и Лука сказали, что был только один беснующийся, а другого не было; когда же один говорит о двух, а другие об одном, то это не есть признак разночтения, а показывает только различный образ повествования».

Бесноватые жили на кладбище, то есть среди высеченных в горах гробниц. Это соответствовало представлению древних о том, что кладбища есть место обитания темной силы, а значит, бесноватым там самое место. Но были и более практические соображения. Бесноватые были изгнаны из городов и селений, поскольку представляли реальную опасность для людей. Матфей говорит, что бесноватые были «весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем» (Мф. 8, 28). О нечеловеческой, сверхъестественной силе, по крайней мере одного из одержимых, свидетельствует Марк: «Он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями; потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы; и никто не в силах был укротить его» (Мк. 5, 3-4).

Исповедание бесов

«Что тебе до нас, Иисус, Сын Божий?» (Мф. 8, 29а) - такими словами бесноватые встретили Спасителя. Они называют Христа - Сыном Божиим. Когда Петр будет исповедовать Христа - Сыном Божиим, то Господь возвеличит его и скажет ему в ответ: «блажен ты, Симон, сын Ионин; потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Мф. 16, 17). Петру было Богом открыто, что его Учитель - Сын Божий. А бесноватым кто открыл эту истину? Ответ может быть только один. Темная сила, которая владела волей и разумом этих людей, знала, Кто стоит перед ней. И понимала, что сопротивляться Божественной силе она не может.

Для кого Бог - источник страданий

«Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8, 29). Вторая часть фразы, которой бесноватые встретили Христа, может помочь понять один из самых сложных и спорных вопросов, который волнует людей Церкви на протяжении всего ее бытия. Может ли Бог, будучи Любовью, осудить человека на вечное мучение? Идею всеобщего спасения обобщенно можно выразить словами преподобного Исаака Сирина: «Бог бесконечно милостив, и Его милость превыше наказания, и потому страдания грешников после смерти не могут быть бесконечными». Но Сам Господь ясно говорит: «И пойдут сии (грешники) в муку вечную» (Мф. 25, 46). Природа мучения грешников показана в эпизоде исцеления бесноватых. Тот, Кто есть полнота Любви и Жизни, оказывается источником мучения для беса. А это значит, что если человек уподобляет себя темной силе, то само присутствие Бога и тепло Его Любви станет для такого человека невыносимым. Святитель Василий Великий писал, что «единственный огонь ада - это Божественная любовь». Свет Божественной любви и адский огонь - это одна и та же энергия, но по-разному воспринимаемая людьми в зависимости от степени их духовного развития.

Гибель стада как символ освобождения

Почему Господь исцелил бесноватых столь необычным способом, повелев бесам войти в свиней? Можно только предположить, что сделано это было ради самих бесноватых, дабы их освобождение от злых духов сопровождалось явным сокрушением - «потоплением бесов» в водах Тивериадского озера. Это впечатляющее действие должно было убедить исцеленных, что Христос навсегда освободил их от порабощения темной силы.

Самое трагичное в этой истории - это ее конец. Убыток от гибели свиней для жителей Гергесы оказался значительно важнее, чем освобожденные от дьявольской власти души людей. Поэтому они просят Христа удалиться.

Протоиерей Александр Глебов


[Примечание]  Для правильного отображения текста на церковнославянском языке в системе должен быть установлен шрифт IrmologionUCS.ttf [Скачать].