Апостольское чтение на Литургии в неделю 7-ю по Пятидесятнице (Рим. 15, 17)
Церковнославянский перевод [Примечание]:
1 Бра1тіе, до1лжни є3смы2 мы2 си1льніи не1мwщи немощны1хъ носи1ти, и3 не себЁ u3гожда1ти.
2 Кjйждо же ва1съ бли1жнему да u3гожда1етъ во благо1е къ созда1нію.
3 И$бо и3 хртcо1съ не себЁ u3годи2, но я4коже є4сть пи1сано: поношє3ніz поносz1щихъ тебЁ, нападо1ша на мz2.
4 Е#ли6ка бо преднапи1сана бы1ша, въ на1ше нака1заніе преднаписа1шасz, да терпёніемъ и3 u3тэше1ніемъ писа1ній u3пова1ніе и4мамы.
5 Бгъ же терпёніz и3 u3тэше1ніz да да1стъ ва1мъ то1жде мyдрствовати дрyгъ ко дрyгу w3 хртcЁ i3и7сэ:
6 Да є3динодyшнw є3ди1ными u3сты2 сла1вите бг7а, и3 o3ц7а2 гдcа на1шегw i3и7са хрcта2.
7 Тёмже пріе1млите дрyгъ дрyга, я4коже и3 хрcто1съ пріz1тъ ва1съ во сла1ву бж7ію.
Русский Синодальный перевод:
1 Братья, мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. 2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. 3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. 4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. 5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, 6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. 7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
Русский перевод епископа Кассиана:
1 Братья, мы, сильные, должны носить немощи бессильных и не себе угождать. 2 Каждый из нас да угождает ближнему во благо к назиданию. 3 Ибо и Христос не Себе угодил, но, как написано: поношения поносящих Тебя пали на Меня. 4 Ибо всё, что было написано прежде, было написано для нашего поучения, чтобы мы, в терпении и утешении из Писаний, держались надежды. 5 А Бог терпения и утешения да подаст вам быть в единомыслии между собою по Христу Иисусу, 6 дабы вы единодушно едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. 7 Поэтому принимайте друг друга, как и Христос принял вас, во славу Божию.
Русский перевод архимандрита Ианнуария:
1 Братья, мы, сильные, должны нести немощи слабых, а не себе угождать. 2 Каждый из нас пусть угождает ближнему ради блага и назидания, 3 ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано:«на Меня пали хулы хулящих Тебя». 4 А все прежде написанное написано нам в поучение, чтобы в терпении и утешении, которые дают Писания, мы обрели надежду. 5 Бог же терпения и утешенияда даст вам единомыслие друг с другом, как подобает во Христе Иисусе, 6 чтобы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. 7 Потому принимайте друг друга, как и Христос принял вас во славу Божию.
«Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать», - так начинается сегодняшнее апостольское чтение. Кто эти «сильные», к которым обращается апостол Павел? Почему он причисляет себя к ним? Кто такие «бессильные»?
Апостол пишет христианам в Риме, где существовали две группы христиан, которые практически почти не общались друг с другом. «Сильными» апостол называет тех христиан, - к ним он причисляет и себя, - которые сильны, разумеется, не собственной силой, но силою Божией. Это те верующие, которые обрели свободу от Закона Моисея, ту свободу в благодати, которая дается Воскресшим Господом. И они живут в этой свободе.
Называя их «сильными», апостол отличает их от «бессильных», «немощных в вере» христиан (Рим. 14, 1), которые все еще не в состоянии отрешиться от власти Ветхого Закона и продолжают жить по правилам иудейского благочестия.
Последние различают чистое и нечистое: это есть можно, то нельзя; до этого дотрагиваться можно, до того нельзя; это оскверняет, то не оскверняет. В конкретном случае апостол пишет о якобы чистой и нечистой пище. «Иной, - пишет он, - уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи» (Рим. 14, 2). Дело в том, что мясная пища в античном языческом обществе поступала от жертвенных приношений языческим божествам, а следовательно, с точки зрения иудейского религиозного сознания, была нечистой.
«Пища, - как сказано у апостола, - не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8, 8). Так называемые «бессильные», о которых он пишет, так бы никогда не сказали. Они были уверены в том, что соблюдение диетических предписаний как таковое приближает нас к Богу. А несоблюдение оскверняет и удаляет от Бога. Господь же учит, что удаляет нас от Бога та скверна, которая гнездится в человеческом сердце, а не то, что лежит на тарелке или находится в желудке. Разумеется, пища здесь лишь пример, лишь частный случай религиозного поведения вообще.
Борьбу с такого рода благочестием начал еще Господь Иисус Христос, когда в ответ на упреки фарисеев говорил: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15, 11). Сейчас это понятно всем без особых дополнительных комментариев. Но в те далекие времена подобные заявления иудеям и многим христианам, перешедшим из иудейства, казались странными и неприемлемыми. Не внешнего благочестия, а внутреннего изменения сердца искал в людях Господь, а вслед за Ним апостол Павел.
Измениться же внутренне можно лишь при условии, если средоточием жизни для человека является Бог и единственной целью всех его жизненных стремлений - единение с Ним. Но как часто эта цель в людях подменяется другими целями, имеющими лишь религиозную видимость. При этом поведение человека может облекаться в благочестивые по видимости слова и жесты, к истинной вере никакого отношения не имеющие. Бога очень легко заменить всяческими кумирами. И часто такими кумирами становятся религиозные по внешности обряды и действия.
Вопервых, эти якобы религиозные действия могут превращаться в бессмысленную привычку, вырождаясь в некий «ритуальный тик».
Примеры такого поведения на уровне чистого невроза мы нередко наблюдаем в храме, когда, скажем, люди часто и бессмысленно налагают на себя крестное знамение. Вовторых, ритуалы могут осознаваться как некая жертва. Ведь известно, сколь длительны во времени наши православные службы, молитвенные правила и посты.
Но Господь неоднократно говорил, что никакие жертвы Ему не нужны: «Милости хочу, а не жертвы». Втретьих, выставляемое на вид благочестие может служить цели фарисейского тщеславия, стремления к похвале и одобрению. Вчетвертых, посты и молитвы могут пониматься как способ выслужиться перед Богом и таким образом получить какую-то награду, - как если бы человек мог иметь какие-то заслуги перед своим Создателем! Наконец, в-пятых, люди частенько ходят на богослужения с единственной целью получить наслаждение от прекрасного ритуала, от хорового пения, от созерцания замечательных икон, пышной религиозной живописи и так далее. Но все перечисленное не имеет никакого отношения к Евангелию Христову. Но, разумеется, не для обличения «бессильных» апостол Павел написал римским христианам. Он был озабочен расколом, грозящим Церкви. «Сильные», чтобы не допустить такового, «должны сносить немощи бессильных».
Это трудно, ибо опыт свидетельствует, что фанатически настроенные «бессильные», нетерпимые приверженцы строгих правил и ритуалов, деления людей на чистых и нечистых, бывают довольно агрессивными. Но апостол настаивает на терпимости по отношению к таковым.
Это действительно трудно, и подчас достижение единства - не в силах людей.
Посему апостол прибегает к молитве, взывая к Богу терпения и утешения, дабы Он даровал христианам единомыслие. И в этом великий апостольский урок нам, живущим в христианской среде, раздираемой противоречиями и нетерпимостью. Да даст нам Господь Свое терпение, а вместе с ним и утешение, и силу, которая будет прославлять Его в нашей немощи.
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
[Примечание] Для правильного отображения текста на церковнославянском языке в системе должен быть установлен шрифт IrmologionUCS.ttf [Скачать].