«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 6, 2007 год

Вырицкий пастырь

Материал предоставлен Вырицким Казанским братством
Прот. Алексий Коровин. Фото: Сергей Свешников
Фото: Сергей Свешников

Многим известен ныне покойный протоиерей Алексий Коровин, который долгие годы служил настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в Вырице. Среди его прихожан были люди совершенно разного воспитания, духовного настроения, профессиональной деятельности, и для всех протоиерей Алексий стал настоящим духовным отцом, близким и родным человеком. Сегодня мы хотим предложить читателям примечательный документ, обнаруженный на родине о. Алексия, в деревне Гольяны под Ижевском. Это небольшая школьная тетрадка в двенадцать страниц: «История жизни Алеши в детстве, составленная его матерью Коровиной Анастасией Харитоновной для памяти».

Алеша родился 26 марта 1940 года по новому стилю в семье рабочих и служащих. Я, мать, осталась вдова, имела четырех детей: два сына и две дочери, из них самый маленький Алеша. Он не помнит отца, лишь по словам брата и сестер знал, какой был его отец. А отец его был кроткий, смиренный, любил прислуживать в церкви - пел и читал, замещал псаломщика, а поэтому и передалось все это в наследство маленькому Алеше. Алеша воспитывался в религиозной семье, где часто посещали храм и дома не оставляли праздники без молитвы - всей семьей любили попеть и почитать Священное Писание. У маленького Леши было желание петь с раннего возраста. К этому он стремился еще до школы, много знал церковных молитв, например, Отче наш, Богородице Дево, Достойно, Царю Небесный, Верую. Алеша хорошо запоминал и много знал стихотворений. Азбуку изучил всю и складывал слога, а потом перечислял свою семью по именам, одним словом, учиться был способен. Алеша пошел в школу семи лет, время было трудное, хлеба давали паек 150 грамм, да и то не каждый день удавалось его получить. Пища была скудная, одежда - тоже кое-как переменка. Часто Алеша завидовал своим товарищам сверстникам, говорил, мама, у ребят есть отцы и они носят с собой хлеб и кусок сахара, а мне завидно, они едят и меня подразнивают, а также и одеваются хорошо и тепло, а у меня нет хлеба и одеться не во что, я в школе мерзну, у меня шубка на рыбьем меху и шапка худая, а поэтому приходится надевать цветастую шаль, из школы выхожу - меня сдувает с дороги, на ногах - худые валенки, куда попадает снег, а часто приходится носить лапти с навертками. Одним словом, условия были очень тяжелые, но по милости Божьей Господь давал разум, наука шла хорошо. Маленький Алеша был старательный - придя домой из школы, выучит уроки и помогает по хозяйству, куда пошлют. Был послушный, никому не противоречил, что заставляют, все исполнял, как говорится, в семье был как топор за пояс. В свободное время стремился изучать Псалтирь, Часослов церковный, Шестопсалмие, любил славянское чтение - оно ему прививалось хорошо, а поэтому он изучал охотно. В праздники посещал храм, хотя не часто, но стоял внимательно, придя домой, что ему было непонятно, переспрашивал. Очень любил природу, всем интересовался, особенно любил рассматривать каждый цветочек и листочек, удивлялся, и скажет, какая премудрость Божия, все создано для человека. Одним словом, его детство было в занятиях, зря времени не проводил. Алеша любил ухаживать за цветами, поливать грядки, полоть, а когда расцветут цветы, он их срезал и складывал в букеты и носил продавать на пристань к приходящему пассажирскому пароходу. К его счастью, очень хорошо разбирали его букеты. А иногда цыгане возьмут букеты и не заплатят деньги. Он придет домой, плачет. Я скажу - не плачь, у нас еще много цветов - Бог с ними. Время приближалось к осени, на эти вырученные деньги Алеше купили пальто осеннее и притом еще первое, а когда принесли из магазина пальто, он не знал, как его одеть и от радости поска-кал как маленький зайчик. Тогда он окончил пять классов и перешел в шестой. Алеша избегал своих товарищей, сверстников, потому что они были бойкие, гордые, богатые и притом отеческие, задирали нос, а он был бедный сирота, а поэтому он от них удалялся. Товарищи его вызывали играть, он не выходил, знал их злое намерение, за это они ему угрожали, подстерегали, но он уходил на чердак в уединение, чтобы его никто не видел и не мешал, там он читал полезные книги и утешался, что он один. У Алеши было любимое дело кустарное - строгать лодочки и пароходики, коляски, шестеренки и всякую мелочь, для скворчиков сколачивал скворечны, а потом научился выпиливать пилкой из фанеры рамочки для фотокарточек. Словом, его детство проходило в интересных занятиях.



Алеша за школьные годы много перечитал научных книг, которые часто брал из сельской библиотеки. Еще его брат старший давал ему свои книги про технику, и своих у него много было подаренных. В летнюю пору любил ходить в лес за грибами, там вырезал тросточки и на них выводил рисунок, а потом обжигал. Вот и школьные годы пролетели как птица, окончил он семилетнюю школу в 1955 году, ему было 15 лет, осенью поступил в лесомеханический техникум в городе Сарапул, проучился один год, а дальше условия не позволили, не было средств, а потому пришлось уехать домой и поступить в МТС электромонтером. Работал четыре месяца учеником, а потом перевели на самостоятельную работу. Жизнь немного улучшилась, хлеб стали продавать свободно и сколь угодно. Алеша в свободное время старался помочь своей семье и не забывал читать книги, а потом его перевели на полевые работы в тракторную бригаду прицепщиком. Всю посевную работал день и ночь, иногда водил трактор, когда отдыхал его тракторист. Приходилось ремонтировать трактор без посторонней помощи, часто приходилось не спать по двое суток, очень стал уставать - придет домой неузнаваемый, жалкий, измученный, весь в пыли и мазуте. Как раз в это время у нас работала партия геологов, и надо было им подростков, стали уговаривать Алешу, мальчик, иди к нам, ты еще молод для твоей работы на МТС, тебе не под силу, а у нас работа посильная, чистая, на воздухе, и питание готовое, и зарплата приличная, будешь подносить приборы начальству. Согласился Алеша, начал работать, начальство полюбило Алешу за скромность и исправность. Работал лето около своей местности по полям, на работу ездил на машине. Алеша часто приезжал с начальством домой угостить кваском, помидорками, огурчиками, им это нравилось, еще больше полюбили Алешу за простоту. Время клонилось к осени. Геологи стали уезжать дальше и дальше, а к зиме уехали в Пермь. Алешу звали с собой и хотели его устроить учиться на техника, но он не пожелал, потому, что ему с ними работать не суждено, у него мечта была в другую сторону, о которой он задумал с малых лет, так он с этой работой простился. О нем очень сожалели, ему много подарили научных книг интересных и полезных.

Далее он по-прежнему ходил в МТС. Однажды был в мастерской, вытачивал на наждаке, что-то ему нечаянно попала железная стружка в глаз. Необходимо было ехать в город в больницу, это было в Великий пост перед Вербным воскресеньем. А только перед этим говорил, как ему хочется побывать к Пасхе в церкви, но его не отпустили бы ни в какую, так как был только один выходной день и самая распута. Вот почему говорят «нет худа без добра», вот как Господь его желание исполнил. Он ходил в больницу через день, остальные дни ходил в церковь, вот и глаз излечился по милости Божьей. Всю Страстную седмицу он проводил время в благопристойном месте и прислуживал с помощью близкого знакомого человека, который его взял с собой, и он удостоился в Пасху в светлое Христово Воскресенье присутствовать в алтаре с духовенством. Всю неделю провел в духовной радости. Приехал домой и говорит, меня зовут в собор прислуживать, мне очень там понравилось, там есть мальчики как я, и все в стихарях, в светлых ризах прислуживают, так бы я там и остался с ними. Выслушали Алешу, и его желанию никто не противился, так как он тогда был уже юноша.

Из письма о. Алексия родным в Гольяны из Ленинграда.

Дер. Гольяны. Современный вид

…В нашей жизни пока все без изменений. Часто вспоминаем всех вас. Маша просит рассказать про Гольяны, и как я жил в детстве. Я, конечно, рассказываю о том, как было хорошо в Гольянах в сороковые и пятидесятые годы. Купались в речке, иногда в Каме, поливали огород, выращивали даже арбузы и как зимой катались с горы на санках и лотках. Как иногда катались на козлах поваренского горючевоза, и как он нас пугал, чтобы согнать с козел, но никогда не обижал, а только повернется к нам и сквозь свою рыжую бороду, крикнет уы-уы-уы! Мы - бежать от него.

Память у меня плохая, и потому я помню только все хорошее, как и было на самом деле в большинстве случаев. Одним словом, как хорошо было! Иначе не скажешь и красивее, как тот поэт, который был в нашем доме в начале семидесятых, ты, мама, его знаешь - Михаил Щедров, что еще поэму о хлебе написал. Есть у него одно стихотворение, о детстве там строки: «Детство милое, детство родное, ну, воротись на часок!». А Маркуша называл его «стихотвореньщик». Ну, расчувствовался!…

Алеше очень хотелось поговорить одному с Владыкой [1], но никак не удавалось, во-первых, он не смел и боялся, что Владыка не обратит на него внимания, а поэтому все ждал момента. И, наконец, Алеша осмелился зайти, Владыка его принял с отеческой любовью и спросил, кто тебя сюда ко мне направил и чего ты хочешь спросить? И начал Алеша спрашивать, святый Владыко, я сам изъявил давно желание и прошу, примите меня под свое покровительство, я желаю петь и читать на клиросе. Тогда Владыка его заставил прочитать псалом из шестопсалмия, Алеша прочитал, Владыка сказал, хватит, хорошо, молодец, читать можешь, и погладил Алешу по голове. Потом немного помолчал и сказал, вот, мальчик, через неделю я тебя вызову, приготовься. Так и было, через неделю ровно Алеша был вызван к Владыке, и он его назначил в Красногорский район село Васильевское к вдовому священнику помогать читать и петь в качестве псаломщика и быть алтарником, прибираться. Потом Владыка дал новое послушание - петь и читать на клиросе и прибираться в алтаре, а дальше дал послушание иподьяконить, одевать и прислуживать у архиерея. Часто приходилось ездить на «Победе» за Владыкой к службе.

Вот так его духовная жизнь началась. В то время Алеше исполнилось 18 лет. Все лето в Троицком соборе иподьяконил, пел и читал. К 1-му сентября Владыка направил Алешу в ленинградскую семинарию, дал хорошую характеристику. Алеша уехал в ленинградскую семинарию, послал телеграмму домой, не беспокойтесь, меня приняли, зачислили. Учился прилежно, все свои усилия прилагал к учебе. Но вот получают семинаристы ижевской епархии телеграмму, где извещают их, что Владыка наш Ювеналий, в схиме Иоанн, помер, молитесь. Они весьма опечалились и тут же стали служить панихиду. Время подошло, отпустили их на каникулы, приехали в Ижевск, зашли в собор, и вот, нет любимого Владыки, который их сопровождал и щедро награждал на дорогу вперед и обратно.

…Сегодня отдание праздника Богоявления, Крещения Господня и святой равноапостольной Нины. Мы не забываем, что в Гольянах был прежде престольный праздник.

Вспоминаю Гольянскую церковь: ведь я еще помню как в 46 или в 47 году с нее спиливали кресты, только не помню, осень была или весна, т.к. на березах вокруг церкви листвы не было.

Несколько пожилых людей, в основном, старушек, в оцепенении, подняв головы и делая над глазами козырек из ладоней натруженных рук, смотрели с каким-то ужасом (в то же время, боясь выдать свое внутреннее состояние), а на самом верху, на колокольне шла «работа».

Несколько татар, в основном, мужчин, с какими-то пожитками ожидавших какого-нибудь транспортного средства на Иж (евск?), а их национальность в те годы еще можно было определить по внешнему виду, включая одежду, приглушенно разговаривали между собой, угрюмо покачивая головами, да участливо посматривали в сторону гольянских старушек, повторяли одно и то же: «Не хороша-а!»

Ликовал, наверное, только тот, кому противно это Орудие спасения - враг рода человеческого - диавол, так как попустил Господь, по грехам народа, омрачить умы.

А потом помню, как возили кирпичи церковные на строительство МТС через Опалиху на хутор, да кое-кто отважился на дармовщинку себе утащить десяток-другой. Некоторые люди не поощряли смельчаков, зная, что грех великий брать от храма - святотатство!

По моим оценкам кирпича от храма не получили даже пятой части - все в щебень…

Вот прошел год, 1-й класс закончил, перевели во второй. Летние каникулы в Троицком соборе в Ижевске снова иподьяконил при другом архиерее, тогда был Владыка Михаил по фамилии Чуп. Летние каникулы окончились и снова он уехал в ленинградскую семинарию, 2 месяца проучился, и его взяли в Красную Армию. С великим прискорбием пришлось оставить училище благочестия - семинарию и отдать свой долг Родине. Прослужил ровно 3 года, время прошло благополучно, демобилизовался и снова прибыл в семинарию. Обидно Алеше было, что его одноклассники закончили семинарию и поступили в академию, а он от них далеко отстал. Но по милости Божьей и Алеша достиг желаемого, закончил семинарию и поступил в академию. Учился прилежно, на 1-ом курсе был посвящен в сан диакона, на 2-ом курсе академии был посвящен в сан священника и одно время, не прерывая учебу, служил на приходах, замещал священников отпускников. Был послан служить настоятелем в Карельскую АССР город Олонец. Там служил 1 год и 3 месяца. Прихожане карельские - люди добродушные. Город Олонец далеко, приходилось ездить на 3-х транспортах, дорога неудобная, приходилось летать на самолете и через большую реку переезжать на пароме и зачастую дожидать по часу и даже по 2. Время ограничено, надо скорей на службу, ко всенощной. Наутро отслужит службу и снова спешит обратно на учебу. Ну вот, по милости Божьей Алеша закончил академию в 1969 году. 15 июня был выпуск, и торжественное совершалось богослужение. Служил митрополит Никодим со множеством духовенства. Много было любителей, каждому хотелось послушать студентов, закончивших академию, послушать бархатное пение. Да, было торжественно. Я тоже с ними присутствовала, смотрела на торжество, слушала пение и наслаждалась. Вот время подошло, за часами духовенство пошло встречать митрополита, эти самые студенты, которых посвятили во иереев, и в том числе Алексей. Митрополит Никодим в это время награждал - кому что. Алексея наградил камилавкой и прочих студентов. Вот уже встретили, звон во все кампаны раздался, смотрю - идут в 2 ряда. В первом ряду шел Алексей, я его не узнала в камилавке, а потом повнимательнее посмотрела и узнала, и невольно брызнули слезы радости. Слава и благодарение показавшему нам свет истины. Служба была замечательная, торжественная, и был благодарственный молебен, многолетие выпускникам. Слава и благодарение Господу Богу нашему. Аминь.

Эту историю жизни Алексея писала сама для памяти ему и остальным детям, сколь могла составить по своему скудоумию и малограмотности. К сему и расписуюсь своеручно Коровина Анастасия Харитоновна с тысяча девятисотого года рождения. 1-го марта сего года исполнится 70 лет. Прошу сыночка не забывать свою маму, пока жива, а помру - поминать пред престолом Божьим. Аминь и Богу слава!


[1] Владыка Ювеналий был замечательный архиерей с удивительной судьбой и не мене удивительными дарованиями. В настоящее время готовится его прославление.