«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 6, 2007 год

Вера, удивившая Иисуса

Евангельское чтение на Литургии в неделю 4-ю по Пятидесятнице (Мф. 8, 5-13)

Церковнославянский перевод [Примечание]:

5 Во вре1мz o4но, вше1дшу i6и7су въ капернаYмъ, приступи2 къ немY со1тникъ, молz2 е3го2,

6 и6 глаго1лz: гдcи, o4трокъ мо1й лежи2тъ въ домY w3сла1бленъ, лю1тэ стражда2.

7 3И глаго1ла е3мY i6и7съ: а4зъ прише1дъ и6сцэлю2 е6го2.

8 3И tвэщавъ со1тникъ, рече2 е3мY: гдcи, нэ1смь досто1инъ да подъ кро1въ мо1й вни1деши, но то1кмw рцы2 сло1во, и3 и3сцэлэ1етъ o4трокъ мо1й.

9 4Ибо а4зъ человэ1къ е4смь подъ вла1стiю, и3мы1й подъ собо1ю во1ины, и6 глаго1лю семY: и3ди2, и3 и4детъ. и3 друго1му: прiиди2, и3 прiи1детъ. и3 рабY моемY: сотвори2 сiе2, и3 сотвори1тъ.

10 Слы1шавъ же i6и7съ, u3диви1сz, и3 рече2 грzдYщымъ по не1мъ: а3ми1нь, глаго1лю ва1мъ, ни во i3и7ли толи1ки вэ1ры w3брэто1хъ.

11 Глаго1лю же ва1мъ: я4кw мно1зи t востw1къ и3 за1падъ прiи1дутъ, и3 возлzгутъ со авраа1момъ, и3 i3саа1комъ, и3 i3а2кwвомъ во црcтвiи нбcнэмъ.

12 Сы1нове же црcтвiz и3згна1ни бYдутъ во тмY кромэ1шнюю: тY бYдетъ плачь и3 скре1жетъ зубw1мъ.

13 3И рече2 i6и7съ со1тнику: и3ди2, и2 я4коже вэ1ровалъ е3си2, бYди тебэ2. и3 и3сцэлэ2 o4трокъ е3гw2 въ то1й ча1съ.

Русский Синодальный перевод:

5 В то время, когда вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: 6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. 7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. 8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; 9 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. 11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; 12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. 13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

Русский перевод епископа Кассиана:

5 В то время, когда вошел Иисус в Капернаум, подошел к Нему сотник и просил Его: 6 Господи, отрок мой лежит дома расслабленный и жестоко страдает. 7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. 8 Но сотник ответил: Господи, я недостоин, чтобы Ты ко мне вошел под кров, но только скажи, и будет исцелен отрок мой; 9 ведь я человек подвластный, имеющий в своем подчинении воинов, и говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приходи», и приходит; и этому рабу моему: «сделай это», и делает. 10 Услышав же, Иисус удивился и сказал сопровождающим: истинно говорю вам:

Я и в Израиле не нашел такой веры. 11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; 12 сыны же Царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. 13 И сказал Иисус сотнику: иди; как ты поверил, да будет тебе. И исцелен был отрок в час тот.

Десять чудес вместе

Повествование об исцелении слуги центуриона в Евангелии от Матфея не есть некая обособленная литературная единица. Перед нами - неотъемлемая часть материала 8?9 глав, основная часть которого посвящена описанию чудес, совершенных Иисусом.

Их ровно десять: исцеление прокаженного (8, 2?4), слуги сотника (8, 5?13), тещи Петра (8, 14?15), укрощение бури (8, 23?27), исцеление двух гергесинских бесноватых (8, 28?34), расслабленного (9, 2?8), воскрешение дочери начальника (9, 18?19, 23?26), исцеление кровоточивой женщины (9, 20?22), двух слепцов (9, 27?31), немого бесноватого (9, 32?34).

Иными словами, здесь представлена половина из упоминаемых у Матфея чудес. Уже одного этого обстоятельства достаточно, чтобы понять: мы имеем дело с тщательной подборкой материала для этих глав. В чем его смысл?

Власть Иисуса и чудеса

Приведенный выше перечень чудес уже дает возможность ощутить масштаб власти Иисуса: чудеса затрагивают все мыслимые сферы жизни - грех, болезнь, смерть, мир падших духов, мир неодушевленной природы. Вместе взятые, они охватывают всю полноту мироздания и представляют их Совершителя как его абсолютного Владыку. В этом смысле все прочие чудеса у Матфея - подтверждение уже сказанному в 8?9 главах.

Здесь следует обратить внимание на одну особенность подачи этой темы Матфеем: ряд описываемых им чудес от случая к случаю прерывается упоминанием о массовых исцелениях, совершенных Иисусом (8, 16; 9, 35). Так они приобретают общественную значимость, и это придает им эсхатологический характер предвкушения Цар­ства (14, 13?21; 15, 32?39).

Царство Божие и чудеса

Матфей (как, впрочем, Марк и Лука) тесно связывает чудеса Иисуса с провозглашаемым Им Царством Божиим [Небесным] (напр. Мф. 8, 11; 9, 35). Это означает, что Он не есть лишь проповедник этого Царства, но и Его Носитель! Поэтому в Его присутствии восстанавливается порядок, соответствующий духу Царства, о чем и свидетельствуют совершенные Иисусом чудеса.

Нагорная проповедь Иисуса и чудеса

Композиционно эту мысль Матфей подчеркивает тем, что помещает ряд из десяти чудес сразу же вслед за материалом Нагорной проповеди. И то и другое представляет собой тщательно отобранную и сгруппированную сумму высказываний и удивительных деяний Иисуса, цель которых - явить две стороны служения Мессии: провозглашение основных принципов и критериев, следование которым делает человека наследником Царства, и иллюстрация той власти, которая необходима для установления этого Царства (чудеса).

Второе чудо Иисуса

Значение чудес - в том, что они показывают нам реальность не как неподвижную статичность, не поддающуюся каким?либо изменениям, но открывают преобразующую силу Бога и веры. В этих рассказах Иисус изображается как преодолевающий границы социальной действительности - с тем, чтобы дать доступ к спасению даже изгоям общества. Что нового привносит в эту общую картину интересующий нас отрывок?

Факт вхождения рассказа об исцелении слуги сотника в Капернауме в группу из десяти чудес уже говорит сам за себя: от него мы вправе ожидать нечто знаковое, придающее ему особую уникальность. Слова Иисуса «Истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой

веры» (Мф 8, 10) являются лучшей путеводной нитью в решении данного вопроса.

До и после содеянного чуда у Матфея удивление вызывал Сам Иисус: именно так реагировал иудейский народ на Его учение (7, 28; 22, 33) и чудеса (8, 27; 9, 8, 33; 12, 23; 15, 31; 21, 20). Исцеление слуги сотника - единственный во всем Евангелии случай, когда это чувство переживает Сам Иисус. Да еще по какому поводу! Ведь речь идет о вере! Чем же удивил Иисуса сотник?

Вера центуриона

Встрече сотника с Иисусом придают уникальность три обстоятельства.

Во-первых, Его необыкновенная забота о рабе. В Рим­ской империи раб не имел никакой ценности. Аристотель утверждал: «Раб - это живое орудие, как орудие - это неодушевленный раб».

Во-вторых, это первое чудо, совершенное Иисусом на расстоянии. Проситель - язычник, его дом нечист для иудея. Но это лишь с особой силой выявляет его веру: прикажи болезни, и этого будет достаточно. Тому, Кто имеет власть, нет нужды лично присутствовать на месте исполнения Его приказов. По форме - это логика сотника, по духу - прозрение в иерархию духовного мира, в котором все подчинено Иисусу.

В-третьих, главная тема рассказа - тот тип веры, который не ставит никаких условий. Не случайно, что у Матфея первое озвучивание этой темы связано именно с язычником. Этим задается тон для дальнейшего содержания его Евангелия: вера язычников дает им право на обретение звания истинного Израиля, утерянного иудеями из?за их неверия в Мессию. По сути, это предвкушение миссии среди язычников (28, 19)

На фоне веры сотника (а потом и хананеянки, 15, 21?28) начинают совершенно по-иному звучать такие детали, как первое и последнее чудо у Матфея: исцеление про­ка­жен­но­го (8, 2?4) и проклятие бесплодной смоковницы (21, 18?22); требования знамений от Иисуса духовными вождями иудейского народа (12, 38; 16, 1; ср. 1 Кор. 1, 22?23: «Ибо и Иудеи требуют чудес»)…

Глубине прозрения сотника соответствует и масштабность ответа Иисуса (стт. 10?12): это не просто первое Его высказывание у Матфея, в котором неверию иудеев противостоит вера непросвещенных язычников.

Иисус объявляет нечто доселе неслыханное (единожды и в связи с верой сотника): участие в мессианском пире (символ конечного спасения) определяется не принадлежностью к иудейскому народу, но верой. Как скажет Павел: «За веру и только за веру» (Рим. 1, 17).

Протоиерей Георгий ШМИД

[Примечание]  Для правильного отображения текста на церковнославянском языке в системе должен быть установлен шрифт IrmologionUCS.ttf [Скачать].