«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Блоги /

Наследственность отменяется

Протоиерей Александр Сорокин

Протоиерей Александр Сорокин

Председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, ответственный редактор журнала «Вода живая»

Опубликовано в журнале Вода Живая. № 4[135]. Апрель 2011
Все публикации автора

О причинах болезней и неудач задумывается едва ли не каждый, касается ли дело личного здоровья или исторических неурядиц целых обществ и государств. Кого человек обычно винит в них? Вспомним слова учеников Христовых в истории исцеления слепорожденного: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9, 2). В такой постановке вопроса не остается никакого места сомнению в том, что болезнь — следствие греха родителей, если учесть, что несчастный слеп с самого рождения.
Не будем сейчас разбирать знаменитый ответ Спасителя на этот, как казалось ученикам, почти риторический вопрос, а обратимся к более древним библейским текстам, чтобы увидеть, из какого богатого и плодотворного контекста рождается жизнеутверждающий вердикт Христа.
Вот общеизвестные слова из Декалога: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20, 4-6).
Удивляет резкая диспропорция между ответственностью «за вину» — «до третьего и четвертого рода» и милостью за соблюдение заповедей — «до тысячи родов». Эта же диспропорция окажется и главной подсказкой, если принять во внимание, что числа в Библии почти всегда имеют символический смысл. Тысяча — в Священном Писании синоним бесконечного множества. Так что речь идет не о том, что милость Божия в триста или в двести пятьдесят раз больше наказания, а в том, что она несравнимо больше всего того зла, что творится в мире. Она является вечным, неотменимым законом Божиим, с которым человеческая вина несопоставима. И если люди возвращаются к слушанию Бога, то радость и веселье входят в человеческую жизнь подобно тому, как солнце, восходя с востока, изгоняет мрак и все наполняет светом. Однако это не означает, что безобразия, которые творят люди и которые потому и безобразия, что являются нарушениями Закона Божия, проходят бесследно для последующих поколений и вообще для окружающего мира. Если родители — алкоголики или наркоманы, то скорее всего зачатые, рожденные и выращенные ими дети будут страдать, если не физическими, то душевными недугами. Если в отдельно взятой стране провести эксперимент по истреблению тысяч граждан и целых сословий, то не стоит ожидать нравственного, а значит и материального процветания поколений, пришедших на смену экспериментаторам. При этом библейская заповедь дает довольно оптимистическую оценку того, как долго будут действовать эти последствия — три-четыре поколения. Не так уж и много по историческим меркам.
Другой библейский текст недвусмысленно утверждает персональную ответственность каждого человека за свои грехи перед Богом. Это развернутое рассуждение пророка Иезекииля, изложенное в 18‑й главе его книги. Приведем лишь начальные слова: «Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: „отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина“? Живу Я! говорит Господь Бог, — не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18, 2-4).
В этих словах отчетливо слышен тот полемический напор, с которым они были когда-то произнесены. Пророку было с кем спорить: попав в вавилонский плен, иудеи мучительно искали виновников своего несчастья и, как всегда, первое, что приходило в голову, — вина предков, отступивших от Бога. Иезекииль с жаром возражает: ответственный за грех — только тот, кто его совершил. Объяснение этой простой, но трудно усвояемой истины также удивительно просто и неотменимо: «Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь и живите!» (Иез. 18, 32). Итак, слова Господа и Его пророков отвергают возможность оправдать грех дурной генетикой. Какое бы наследство мы ни получили от предков, всегда есть возможность творить правду. Эпизод со слепорожденным доводит эту мысль до логического конца: между телесным недугом и грехом нет абсолютной, наследственной связи.

Добавить комментарий

Комментарии

Тарасенко Елена (30 апреля 2011, 17:05)
Только косвенная.
Константин (6 мая 2011, 06:59)
Если брать «связь» как взаимную согласованность изменений, то действительно, я с моими ушедшими предками не могу уже согласовать свой выбор, но вот с живущими сейчас, шанс еще есть покаяться. Вы-то как справляетесь с живыми?! Как приходите с ними к согласию?!
нн (6 мая 2011, 14:12)
Мой личный опыт говорит, что расплата неизбежна. В судьбах детей — точно.
Константин (8 мая 2011, 19:19)
Согласен с НН. По наследству передается неблагодарность, невежество и нежелание жить с Богом. А все остальное, действительно, благоприобретается. Христос спас меня и нас от такого наследства.
Алина (19 мая 2011, 10:14)
Когда один в роду верующий, он платит за весь грешащий род. За живых и умерших. И срок его страданий знает только Господь.
Виталий Салтыков (27 мая 2011, 23:22)
Можно ли с Вами войти в контакт?
Я регент в Рыбинске,учился вместе с Вами.
Мой тел.: 8 920 136-05-96
Гуляева Ольга (1 июня 2011, 00:34)
Спасибо за статью отцу Александру! Всегда есть возможность творить правду ради Господа — это и есть спасительный круг для всех ныне живущих. Не надо думать о том кто виноват, а надо думать и делать то что способно изменить к лучшему нашу жизнь. Милость Божия велика настолько, что горя и отчаяния в душе и сердце не должно быть. Держаться доброго и поступать по правде по своим силам, пусть крошечным, а Господь утроит его (добро) и наши силы, подаст нам радость жизни! А наше прошлое — лучшая наука. Если внимательно и без истерики осмысливать его, то сожалея о плохом, сколько живой воды можно там почерпнуть!
ВАСИЛЬ ДОБРИ... (19 сентября 2011, 00:47)
Уважаемый протоиерей Сорокин.
Ваше выступление проникнуто любовью к слабой человеческой природе, в которой кроется падение и возвышение, добро и зло в ее несовершенном совершенстве. Греховность, сознательная и неосознанная, сопровождает человека в течение жизни. И только воспринимая на веру своим слабым разумом Божественные истины, он может совершать возможно безгрешную жизнь.
Позволю с Вами не согласится, что «между телесным недугом и грехом нет абсолютной, наследственной связи». Говоря так, Вы основываетесь на генетической научной практике, то есть рационалистическом воззрении, определенном многовековой исторической практикой, и это верно. Но каждое отдельное человеческое тело с сотворением его наполняется Божественной Сущностью — духом, душой, без которых тело только прах. Именно это говорит, что Богом дана нам духовная и материальная/телесная наследственность. Она-то может меняться в зависимости от деяний человека, который всегда в поиске границы между Добром и Злом. Греховность родителей может сказываться на детях, если эти дети не покаялись и не очистились от наследственной скверны, ибо Бог милостив. Греховность в российском обществе требует глубокого очищения, которое наступит быстрее с усердной работой духовенства российского.