«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Блоги /

На государство надейся

Протоиерей Александр Степанов

Протоиерей Александр Степанов

председатель Отдела по благотворительности Санкт-Петербургской епархии и братства святой великомученицы Анастасии Узорешительницы

Опубликовано в журнале Вода Живая. № 3[134]. Март 2011
Все публикации автора

В нашем городе Церковь контактирует с большинством государственных социальных учреждений. Кроме пастырского окормления, это выражается в деятельной помощи: уход за больными, стариками, сиротами, создание реабилитационных программ. В ситуации, когда государство неудовлетворительно справляется с этими задачами, казалось бы, чиновники должны только приветствовать добровольные начинания верующих людей! Однако нередко церковные инициативы сталкиваются с настороженным или открыто неприязненным отношением администрации. Яркий пример тому — острый конфликт между связанной с Церковью благотворительной организацией «Перспективы» и детским домом-интернатом № 4 для детей с множественными отклонениями в развитии в Павловске. Администрация интерната прилагает все возможные усилия для того, чтобы «выдавить» со своей территории большую организацию (около 100 волонтеров из России и Германии), которая уже более десяти лет самоотверженно помогает детям-инвалидам развить их способности и обрести социальные навыки.Одна из проблем в этой области заключается в том, что у нас законодательно не закреплен статус волонтера. В каждом социальном учреждении есть штат, структура управления, иерархия. Но на добровольно помогающего власть местного начальника не распространяется. С одной стороны, волонтеры приносят пользу, с другой, руководство не хочет иметь у себя посторонние глаза и уши. Руководители не имеют прямого способа воздействия на волонтера, а опыта выстраивания партнерских отношений (помимо властной вертикали) у них пока нет. Поэтому все положительные примеры сотрудничества строятся исключительно на личной инициативе начальника, обусловленной или симпатией к Церкви, или прагматическими соображениями. И начальник может на законных основаниях в любой момент прекратить сотрудничество.
В этой ситуации очень важно принятие закона «О социальном добровольчестве в Санкт-Петербурге». Он четко определит, какие права и какие обязанности есть, например, у сестры милосердия, что может или не может по отношению к ней предпринять главврач. Начальнику придется смириться с тем, что какие-то люди со стороны будут наблюдать все, что происходит в его организации. Госучреждения окажутся под общественным контролем. Но дело не только в «прозрачности» внутренних дел больниц и детдомов. Добровольцы — золотой фонд нации. Это люди, которые не хотят мириться с существующим положением дел в стране и готовы изменить его не словом, не акцией протеста, а делом. Государству следовало бы поддерживать их. Во-первых, потому что из них в дальнейшем можно формировать управленческие структуры, которые будут состоять из людей иного морального склада. Во-вторых, добровольцы своим примером могут увлечь за собой более инертные социальные слои.
Сегодня, конечно, актуально стимулировать развитие гражданского общества, но нереально полностью и сразу лишить российского гражданина патерналистской опеки государства. У нас люди совершенно не готовы к тому, что государство о них не будет заботиться. Можем ли мы, подобно многим американцам, сказать: «Нам не нужно обязательное медицинское страхование, человек имеет право не быть здоровым, не хочет платить — не надо»? Думаю, если бы мы вдруг пошли по традиционному американскому пути, у нас бы просто вымерла половина населения. Поэтому при сохранении сильного государственного сектора социальных услуг нужно постепенно развивать негосударственные, в частности, церковные социальные инициативы, активно их поддерживая на государственные средства. Только такой подход, на мой взгляд, сможет радикально изменить положение в социальной сфере.
В чем должна выражаться государственная помощь, если мы говорим о собственных церковных благотворительных проектах (богадельнях, реабилитационных центрах и т.п.)? Во-первых, в предоставлении помещений. У храмов этих помещений почти всегда нет, а те, что есть, используются для церковных нужд (трапезная, воскресная школа и т.д.). Однако именно от наличия помещений зависит возможность заниматься социальным служением. Вторая проблема — финансовая. Большинство благотворительных организаций занимается рутинной работой, связанной с обеспечением проживания подопечных: закупают продукты или медикаменты, выплачивают зарплаты, оплачивают коммунальные платежи и т.п. Поэтому на гранты им существовать сложно. Гранты даются под конкретный проект, под новую оригинальную задумку. Чтобы их получить, руководству организации приходится каждый раз придумывать новые или переформулировать старые задачи. Конечно, каждая организация должна развиваться, искать новые формы работы, и гранты стимулируют такое развитие, но необходимо и стабильное финансирование, которое должно дать государство.

Добавить комментарий

Комментарии

Тарасенко Елена (3 апреля 2011, 11:56)
Блажен надеющийся на государство... Дай Бог ему сил и терпения...