«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Блоги /

Средство для ошеломляющего успеха

Протоиерей Александр Сорокин

Протоиерей Александр Сорокин

Председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, ответственный редактор журнала «Вода живая»

Опубликовано в журнале Вода живая. № 10. 2010 [129]
Все публикации автора

При всей непривычности некоторых по-журналистски эффектных формулировок Антона Мухина, которые могут вызвать у людей Церкви не столько несогласие, сколько чувство дискомфорта, многое им сказано верно. И если из уст «обычного» православного христианина такое услышать было бы странно, то, как к устойчивому «внешнему» мнению о Церкви, ко всему сказанному вполне можно прислушаться. Да, так нас зачастую воспринимают люди, не относящие себя к «верным чадам» той или иной митрополии.

Впрочем, сам автор с самого начала признает, что «маркетинг в религии... звучит почти неприлично». Но как ни назови стремление и методологию расширить зону своего присутствия, увеличить число своих единомышленников, слушателей, адептов, — миссионерством, пропагандой или даже маркетингом, — такое ощущение, что говорится об одном и том же, но с разных сторон.

Взять хотя бы наш журнал. Желая увеличить число его читателей и тем самым внося свой вклад в расширение зоны православного присутствия в обществе, мы используем методы продвижения «Воды живой», общепринятые печатными изданиями. В данном случае вполне применимы такие термины, как «маркетинг», «менеджмент» и т. п.

Скажем больше. Когда мы говорим о христианской миссии, о том, что Христом были посланы Его ученики на проповедь, обычно приводим финальное повеление: «Идите, научите все народы...». Но есть в Евангелии и другая формулировка той же задачи, содержащая как будто легкий намек и на методы работы: «Идите за М ною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4, 19).

«Ловцами»? Довольно рискованное слово для церковного обихода. Звучит почти как «маркетинг». Такое впечатление, будто за этим последует предложение эффективной PR-технологии по привлечению адептов нового учения.

Так это или не так? Ошеломляющий успех христианства в первые века его истории заставляет сделать вывод о чрезвычайной успешности усилий учеников по продвижению своего учения. Что, как не эффектный PR-ход, представляет собой выступление апостола Павла в Афинском ареопаге? Может быть, именно ему и можно уподобить тех, кто сегодня выступает с христианской проповедью на рок-концертах. «Бога, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам», — говорил Павел. «Рок, который вы любите, на самом деле свидетельствует о Христе, которого вы ищете», — говорят сегодняшние смельчаки.

Но что дает это сравнение миссионерских приемов и методов древних и сегодняшних христиан? И можно ли измерить миссионерский пыл тогда и сейчас, чтобы иметь право сказать (как чаще всего и говорят): «Вот! Тогда христиане были более горячими и воодушевленными, потому и результат получился столь ошеломляющим»?

Конечно, гораздо важнее думать о сегодняшних возможностях проповеди и миссии, пусть даже это выглядит, как маркетинг. В этом автор, безусловно, прав. И здесь, мягко говоря, есть над чем работать.

Но как работать? Автор сам признает, что если спросить у людей, то в ответ мы услышим прямо противоположные пожелания, из множества которых он привел лишь самую малость, наиболее очевидную: "Церковь излишне вмешивается"/"Церковь недостаточно вмешивается«. Стоило бы таким же образом уравновесить и другие упреки из «банка» общественного мнения: «слишком долгая и непонятная служба» — не хватает «пары»: «сокращают и упрощают службу». А «некоторые батюшки излишне строги» нужно дополнить «некоторые батюшки излишне либеральны». Разве что «ездят на слишком хороших машинах» можно не уравновешивать: и так все ясно.

Иными словами, усидеть на всех стульях невозможно и не нужно. Ответ на поставленный автором закономерный вопрос, что надо сделать, чтобы Православная Церковь стала вам ближе, дан в Евангелии: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Что это значит, — как говорится, читайте в следующих номерах.

Добавить комментарий

Комментарии

Марина (11 октября 2010, 16:42)
Маркетинг — всего лишь современный инструмент для достижения целей в миру. Работайте им с Любовью, с желанием помочь, в общем, с Божескими целями, и никаких проблем! Имхо, уже давно пора наполнять принятые в миру формы христианским, православным содержанием, и делать это активно, не пугаясь слов «маркетинг», пиар и прочих, потому что стать «ловцами» душ можно, только адекватно живя в реальном мире, каким бы он ни был.
Илья Аронович Забежинский (15 октября 2010, 01:55)
Помню, в своем новоначалии пытался я миссионерствовать направо и налево. И, как водится, ничего не получалось. Понятно было, что нужна технология. Технология, технология, технология... А где ж ее взять? Как где? Конечно, в Деяниях Святых Апостолов. Судорожно принимаюсь листать и вчитываться в описание обращения первых христиан в день Пятидесятницы. Сейчас мы поймаем эту технологию за хвост, сейчас мы все поймем...
Так, так, вот Петр обращается к пришедшим в Иерусалим. Вот он говорит им из Священной истории, вот рассказывает об Иисусе Назорее, вот призывает к покаянию и крещению. И вот уже три тысячи крестятся в день Пятидесятницы. Вот еще пять тысяч — после следующей проповеди. Сейчас, сейчас мы увидим эту технологию, это волшебное слово, эту кнопку, которую нужно нажать!...
Ничего... Ничего...
А как же так? А что же делать? А каковы же методы, позвольте спросить?
А никак... А никаких методов...
Нужно оказывается просто, чтобы сердце горело по Бозе, как у апостолов, чтобы за Христом идти, как апостолы. И еще оказывается, в Духе Святом надо быть как апостолы. Да-да-да, оказывается дело за малым, надо чтобы Дух Святой был с проповедником. Дух Святой обращает людей — вот оказывается как!
Ну и тут к месту привести конечно два известных изречения одного и того же святого. Преподобный Серафим Саровский как-то заметил, что учить других — все равно, что камни с колокольни бросать вниз, а вот исполнять то, чему учишь, подобно тому, чтобы камни носить наверх, на колокольню. В том-то и беда наша миссионерская, что мы других-то учим тому, чего сами не исполняем. А ведь другое слово того же Серафима ясно говорит: спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся. Не в отсутствии технологии, не в отсутствии маркетинга беда нашей миссии. Не те слова главные, что «сделаю ловцами человеков», а те, что «Идите за Мною». Оказывается, не за нами идут люди, а за Христом. А за нами они идут, когда видят, что мы сами идем за Христом. Не за нами, а за светом Христовым. Добавит ли нам маркетинг этого света?
Если у ж говорить о технологиях, о маркетинге, надо бы уже говорить и об эффективности. Посмотрите на самых замечательных проповедников современной Церкви. О каких тысячах можно говорить? Да, были тысячи на стадионе, а сколько обратилось? Богатыри не мы... Спросите любого питерского батюшку, сколько из тысяч крещенных им за годы служения, стали его прихожанами. Известна оценка собственной катехизаторской деятельности известного в Питере священника, который не крестит без катехизации: процент остающихся на приходе — не выше чем в остальных приходах, где катехизация не проводится. Ноль эффективности! Нооль...
Так что не методы дурные, не технологии, не маркетинг... А мы, мы дурные нерадивые христиане, ленящиеся и нерадеющие в стяжании Святаго Духа и полагающиеся не на Свет Христов, а на внешнее бутафорское освещение.
Конечно, мы не станем бросать нашей миссии, конечно мы не оставим проповеди, но... Станемте прежде все работать над собой, станемте сами меняться, станемте сами спасаться! И эффективность не заставит себя ждать. Уж поверим преподобному Серафиму: тысячи вокруг нас спасутся!
Елена Ив. Тарасенко (18 октября 2010, 12:33)
Илья Аронович, самокритично, конечно, но не все так бесперспективно. Православие, кажется, единственное, что осталось для объединения. Надо только понять степень близости к пропасти...
Мария (12 января 2011, 10:08)
Часто в проповедях, да и просто в беседах с духовенством звучит: вне Церкви нет спасения. Ни в коем случае не споря с этим, но свидетельствуя от лица тех — хотя бы от их части, — кого призывает духовенство ко спасению, могу сказать, что часто именно призыв «все — в храм!» вызывает известное сопротивление, надеюсь, понятное... Поэтому — соглашаюсь с И. А. Забежинским: «Оказывается, не за нами идут люди, а за Христом». Не зовите в церковь: не секрет, что у настороженных жизнью людей много-много вопросов к современным батюшкам, к их образу жизни и т.п. ... К сожалению. Зовите ко спасению во Христе, проповедуйте Христа. Тогда и в храмы пойдут люди, как это было в начале 90-х прошлого века (если не вспоминать другие примеры — 2000-летней давности), и останутся в храмах без вопросов к «батюшкам», останутся в Церкви именно как Теле Христовом, с Господом...
Вербиловъ (16 января 2011, 14:40)
Батюшка, знаете ли Вы, что успех апостола Павла в Афинском ареопаге был весьма скромным? (Практически один лишь Дионисий и женщина по имени Дамарь)
Что PR-технологии — это технологии обмана?
Что апостолы никогда не рассчитывали на быстрый результат? А если он и был, — то каким он был? Их побивали камнями, заключали под стражу, организовывали мятежи.
Вот Ефесский мятеж как раз хороший пример Public Relations — Димитрий сказал то, что нужно и когда нужно и город пришел в движение.
Протоиерей Александр Сорокин (17 января 2011, 00:00)
Я с этим высказыванием абсолютно согласен. Это главная дилемма, о которой я всегда думаю и везде, где можно говорю: настоящее христианство нерентабельно. Из него в принципе нельзя сделать успешный бизнес-проект. Но с другой стороны, проповедь, миссионерство — разве это не PR христианства. В конце концов, Сам Христос упротребил довольно неожиданную метафору, когда призывал апостолов: «сделаю вас ловцами человеков». Намек на некую PR-технологию. Думаю, в этих Его словах присутствует определенная доля иронии