При всей непривычности некоторых по-журналистски эффектных формулировок Антона Мухина, которые могут вызвать у людей Церкви не столько несогласие, сколько чувство дискомфорта, многое им сказано верно. И если из уст «обычного» православного христианина такое услышать было бы странно, то, как к устойчивому «внешнему» мнению о Церкви, ко всему сказанному вполне можно прислушаться. Да, так нас зачастую воспринимают люди, не относящие себя к «верным чадам» той или иной митрополии.
Впрочем, сам автор с самого начала признает, что «маркетинг в религии... звучит почти неприлично». Но как ни назови стремление и методологию расширить зону своего присутствия, увеличить число своих единомышленников, слушателей, адептов, — миссионерством, пропагандой или даже маркетингом, — такое ощущение, что говорится об одном и том же, но с разных сторон.
Взять хотя бы наш журнал. Желая увеличить число его читателей и тем самым внося свой вклад в расширение зоны православного присутствия в обществе, мы используем методы продвижения «Воды живой», общепринятые печатными изданиями. В данном случае вполне применимы такие термины, как «маркетинг», «менеджмент» и т. п.
Скажем больше. Когда мы говорим о христианской миссии, о том, что Христом были посланы Его ученики на проповедь, обычно приводим финальное повеление: «Идите, научите все народы...». Но есть в Евангелии и другая формулировка той же задачи, содержащая как будто легкий намек и на методы работы: «Идите за М ною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4, 19).
«Ловцами»? Довольно рискованное слово для церковного обихода. Звучит почти как «маркетинг». Такое впечатление, будто за этим последует предложение эффективной PR-технологии по привлечению адептов нового учения.
Так это или не так? Ошеломляющий успех христианства в первые века его истории заставляет сделать вывод о чрезвычайной успешности усилий учеников по продвижению своего учения. Что, как не эффектный PR-ход, представляет собой выступление апостола Павла в Афинском ареопаге? Может быть, именно ему и можно уподобить тех, кто сегодня выступает с христианской проповедью на рок-концертах. «Бога, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам», — говорил Павел. «Рок, который вы любите, на самом деле свидетельствует о Христе, которого вы ищете», — говорят сегодняшние смельчаки.
Но что дает это сравнение миссионерских приемов и методов древних и сегодняшних христиан? И можно ли измерить миссионерский пыл тогда и сейчас, чтобы иметь право сказать (как чаще всего и говорят): «Вот! Тогда христиане были более горячими и воодушевленными, потому и результат получился столь ошеломляющим»?
Конечно, гораздо важнее думать о сегодняшних возможностях проповеди и миссии, пусть даже это выглядит, как маркетинг. В этом автор, безусловно, прав. И здесь, мягко говоря, есть над чем работать.
Но как работать? Автор сам признает, что если спросить у людей, то в ответ мы услышим прямо противоположные пожелания, из множества которых он привел лишь самую малость, наиболее очевидную: "Церковь излишне вмешивается"/"Церковь недостаточно вмешивается«. Стоило бы таким же образом уравновесить и другие упреки из «банка» общественного мнения: «слишком долгая и непонятная служба» — не хватает «пары»: «сокращают и упрощают службу». А «некоторые батюшки излишне строги» нужно дополнить «некоторые батюшки излишне либеральны». Разве что «ездят на слишком хороших машинах» можно не уравновешивать: и так все ясно.
Иными словами, усидеть на всех стульях невозможно и не нужно. Ответ на поставленный автором закономерный вопрос, что надо сделать, чтобы Православная Церковь стала вам ближе, дан в Евангелии: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Что это значит, — как говорится, читайте в следующих номерах.