Известный румынский философ Лукиан Блага утверждал, что философствовать — значит отвечать сверхсложными взрослыми средствами на детские вопросы. При этом детскими Блага называл вопросы метафизические. Лишь детская искренность, непосредственность и наивность способны глубоко проникнуть в ткань жизненного мира. Взрослое сознание, занятое взрослыми проблемами, теряет эту способность и становится менее чувствительным к вопросам, стоящим за пределами очевидного и действительно существующего. Сущее перестает метафизически (по-детски) волновать взрослого человека и в его глазах странным образом превращается в рынок, где все продается и покупается. По меткому замечанию Маркса и по его же взрослому разумению, Сущее как действительно существующее лишается метафизического (детского, искреннего, непосредственного) понимания. Другими словами, в сущем более нет Сущего, оно становится сущим как действительно существующее. Народ эту мысль выражал словами «что вижу, то пою». В марксизме песнь и хвала Богу заменяется воспеванием действительности и очевидности. Д.И. Чижевский, говоря об этом слепом поклонении действительности в связи с философией Белинского, пишет, что критик договаривается до какого-то небывалого в истории мысли апофеоза повседневности, даже до апофеоза пошлости!
Так неожиданно детское домарксистское общество быстро и грубо вынуждено было повзрослеть и, скинув пеленки и игрушки, вдруг оказаться за прилавком взрослого постмарксистского общества, перескочившего через капитализм в пропасть коммунистических обещаний, но так и не сумевшего избежать оскорблений и позора рыночных отношений. Взрослый человек торгует всем: честью, совестью, даже собой. Он больше ни в чем не находит смысла, его волнует одно: дорого продать себя. Для повзрослевшего мира, открывшего для себя рынок, детские вопросы стали бессмысленными. Но человек нуждается в искренности и наивности детского сознания, парадоксы, оригинальность и легкость которого помогают ему преодолеть трудности жизни. Лучше всех это понял Сент-Экзюпери и выразил в «Маленьком принце».
Сент-Экзюпери написал свое произведение для всех времен и народов. Это сказка о детском сознании, которое не спешит взрослеть и остается таким нарочно. Это не инфантилизм и тем более не болезнь Дауна. Это осознанный выбор человека оставаться человеком. В детской непосредственности и искренности Маленького принца мы видим непосредственность и искренность живого человека. Как ласково и нежно мыслит Маленький принц! В его поступках видна сама непорочность и чистота. Маленький принц — почти святой. «Почти» — потому что он жив и склонен ошибаться. Но его ошибки нас учат, поскольку его они смущают. В его недостатках и упрямстве нет упрямства взрослого расчетливого и корыстного сознания. Это детская наивность, которая, сталкиваясь с упрямой реальностью, не спешит ей подчиниться, подстроиться под нее, а сначала наивно ее исследует и затем как-то начинает выстраивать с ней свои отношения. Все у Маленького принца какое-то странное: и его маленькая планета, и его привычки, и его друзья, и его занятия. Все это смущает взрослое расчетливое сознание. Для него Маленький принц — глупый и наивный парень. Порой взрослый спешит его назвать бездельником и глупцом. Мне лично кажется, что Маленький принц — символ нравственной энергии, человеческой активности и солидарности. Именно так я воспринял Маленького принца в детстве, когда впервые встретился с героем Сент-Экзюпери. Таким же он для меня остался и сейчас, когда я перечитывал этот рассказ моему сыну. Пожалуй, это одна из немногих сказок, в которой обнаруживается преимущество детского сознания перед взрослым.
«Будьте как дети», — говорит нам Господь. Именно эти слова являются лейтмотивом творчества Сент-Экзюпери. Этим же духом нравственной заботы о человеке, его ответственности и активности наполнены все произведения французского писателя. Остается сожалеть, что у наших современников так мало времени на чтение. Надеюсь, что детские (важные) вопросы Маленького принца сумеют, хотя бы на время, отвлечь нас от суеты взрослой (расчетливо-корыстной) жизни.