«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 9, 2011 год

Сложная тема




Протоиерей Георгий МИТРОФАНОВ,
профессор Санкт-Петербургской Духовной академии


Кинематограф, будучи частью массовой культуры, с одной стороны, призван удовлетворять запросы общества, а с другой — отражать современное его состояние. В нынешнем кинематографе религиозная тема представлена крайне незначительно, и это является свидетельством ситуации в обществе в целом. За последние 20 лет достойны упоминания лишь фильмы «Мусульманин», «Остров» и "Поп«.В документальном кинематографе ситуация другая. Документальные фильмы призваны не развлекать, а воспитывать зрителя, поэтому намерения авторов могут превосходить духовное состояние общества. Легче показать реальных людей, чем пытаться сконструировать и реализовать образ церковного человека даже талантливым актерам и режиссерам. В результате в документальном кинематографе появилось много удачных фильмов на религиозную тему. Например, фильм «Попы», по-моему, остается одним из наиболее интересных в этой области.

Валентина МАТВЕЕВА,
режиссер, заслуженный деятель искусств


Не так давно появился еще один хороший игровой фильм, у которого пока нет проката,— «Скоро весна» режиссера Веры Сторожевой. Он сделан с такой чистотой и ответственностью, что я рекомендую всем посмотреть его. А в феврале этого года Вера Сторожевая выпустила фильм «Компенсация», где нет явной связи с церковной темой, но хорошо просматриваются ее религиозные взгляды.В прошлом году я была на пяти фестивалях так называемого «православного кино». Мне не нравится это словосочетание, но его просто нечем заменить. И в этом году я была на фестивале «Сретение» в городе Обнинске. Должна сказать, что документальное кино на эту тему очень сильно шагнуло вперед. Я увидела столько достойных фильмов! После каждого хотелось смеяться и плакать. Но эти фильмы никто не видит! Если бы их показывали хотя бы раз в неделю, я убеждена, настроение в обществе изменилось бы в лучшую сторону.Чем документальное кино отличается от художественного? Когда я смотрю фильм о жизни Церкви, сыгранный актерами, у меня всегда рождается недоверие к человеку, который играет священника. Я просто вижу, что это не священник, что у него приклеена борода, говорит он сусальным голосом. Я не верю ему! И это одна из причин недоверия ко всему художественному кинематографу, берущемуся за церковную тему. Удачи очень редки.Прошли те годы, когда нам только-только разрешили снимать фильмы о жизни Церкви, а Церкви разрешили пускать человека с камерой внутрь. После 1988 года шел поток фильмов, которые я называю «этнографическими». В них много атрибутов церковной жизни, но нет духа, и они не проникают в сердце. Есть режиссеры, которые делают фильмы умом. Свои фильмы я делаю сердцем. Если я смотрю картину, и ни разу во время просмотра мое сердце не дрогнуло, для меня она не состоялась. Господь говорил, что наша вера огненная. Нельзя вяло, неинтересно делать кино на духовные темы. Даже заинтересовавшийся Церковью человек никогда не пойдет в храм, увидев такой скучный фильм.В фестивальном кино в большинстве случаев рассказ идет о людях Церкви. Замечательная картина, получившая несколько наград, называется «Космос как послушание» (режиссеры Лариса Смирнова, Дмитрий Свергун — Прим. ред.). Это удивительный фильм о космонавтах, а в центре его — священник, который хотел стать покорителем космоса, но стал монахом Троице-Сергиевой Лавры, и его благословили построить церковь для космонавтов и окормлять их. Из этого фильма мы узнаем, например, что ни один космонавт не покинул Землю, не приняв Крещения.

Сергей ПОТЕМКИН,
режиссер, доцент Санкт-Петербургского университета кино и телевидения


Я бы хотел упомянуть о потрясающей игре Олега Янковского в роли митрополита Филиппа в фильме «Царь». Еще из положительных примеров — недавно появившийся короткометражный фильм «Щенок» по сценарию протоиерея Николая Агафонова. Интересное начинание: оно относится к тому направлению, которое можно назвать детским православным кинематографом, на данный момент практически не существующим.По себе могу судить, почему так мало фильмов православной тематики. С одной стороны, мы боимся, что еще сами не готовы, боимся браться за такую сложную тему. Конечно, это плохо, но ведь есть чего бояться! Если фильм выйдет неудачным, он может отвратить людей от Церкви. С другой стороны, существует финансовая цензура, которая еще страшнее советской. Игровой фильм всегда требует больших затрат, и режиссеры опасаются, что их сценарий будет отвергнут продюсерами, потому что не принесет прибыли.

Заказчик или пастырь?

Иерей Димитрий СИМОНОВ,
ведущий круглого стола, клирик храма Богоявления на Гутуевском острове


Возможно ли заказное кино? Скажем, режиссеру предлагают снять документальный фильм о новомучениках...

Валентина МАТВЕЕВА

Мы много об этом говорили на последнем фестивале в Обнинске. Сейчас появилась практика заказывать фильмы на уровне монастыря, например. Они не имеют прокатного удостоверения (цензурное разрешение на публичную демонстрацию данного кино-видеоматериала. — Прим. ред.) и принадлежат исключительно монастырю. Хорошая практика, но заказ всегда подразумевает нажим на творца со стороны заказчика. Поэтому режиссеру приходится ставить условия: во-первых, это будет стоить дорого, во-вторых, я буду снимать так, как я это вижу, а не так, как будете говорить вы. Лично я готова подписаться под обоими условиями, потому что хорошее кино — дорогое, и нужно сразу объяснить заказчику, что он не должен вмешиваться в творческий процесс, доверяя автору.

Сергей ПОТЕМКИН

В этом явлении есть опасность нажима не только на автора, но и на зрителя. А в вопросах веры ни в коем случае нельзя навязывать свою точку зрения, нужно оставлять человеку свободу выбора.

Валентина МАТВЕЕВА

Точки зрения автора и зрителя могут совпадать. Важен еще способ выражения. Можно сделать скучный и правильный фильм, а можно снять взволнованное замечательное кино, где герои будут живыми людьми со своими проблемами.

Протоиерей Георгий МИТРОФАНОВ

Избави нас Бог от возникновения коммерческого православного кино! Священник должен оставаться священником, то есть заниматься душами, в том числе и режиссеров, которые к нему приходят как к пастырю, а не как к работодателю. Очень опасно стараться сделать из Церкви преуспевающую фирму, в которой менеджеры в рясах будут осваивать успешные проекты. В такой ситуации священник может потерять самого себя, а режиссер может потерять себя как христианина. Воспитывать кинематографистов, безусловно, сложно, поскольку это творческие люди, которые с трудом поддаются православному внушению. Но, как говорил Михаил Шолохов, писатели пишут по зову своего сердца, а уж сердца их принадлежат партии. Так и режиссеры-христиане должны снимать по указке своего сердца, а сердца их должны принадлежать Церкви. Поэтому нужно искать не возможности для получения заказа, а пути к сердцам деятелей искусства, чтобы для них (с их художественными представлениями и творческими амбициями) слово священника было убедительно и авторитетно. Это позволило бы им, размышляя о своей жизни и творчестве, находить религиозные темы, не ориентируясь на указания священника и объем финансовых вливаний православных спонсоров, а исходя из своих свободных творческих исканий. А пока большая часть талантливых режиссеров — нецерковные люди.Проблема нашего недавнего прошлого заключается в том, что общество постоянно находилось в душевной прелес-ти. Люди, не живя нормальной жизнью, смотрели кино и в нем черпали для себя вдохновение для своих грез, потому что жизнь их не менялась. Наши обломовские архетипы налагались на ту идеологическую накачку, которая шла постоянно. Люди не жили, а грезили, а жизнь текла сама по себе. Религиозная жизнь предполагает духовное трезвение. Любой твой идеал должен быть воплощен в реальный поступок, действие, и нет ничего хуже, чем переживать свою религиозную жизнь на экране при помощи хороших актеров и режиссеров. Религиозно ориентированный кинематограф должен подталкивать человека к религиозной жизни. Не к посещению храма, а именно к церковной жизни во всех ее проявлениях. А есть опасность хорошим кино подменить плохую жизнь. Это наша историческая болезнь: казаться, а не быть. Ведь была эпоха, когда ты мог выжить при условии, если выдавал себя за кого-то другого. А в религиозной жизни — это конец, когда человек теряет самого себя.Что такое «православное кино»?

Иерей Димитрий СИМОНОВ

Насколько правомерен термин «христианское кино»? Может быть, корректнее говорить «кино о христианстве» или «кино о православии»?

Сергей ПОТЕМКИН

Мне кажется, что, если это понятие прижилось, оно имеет право на существование.

Валентина МАТВЕЕВА

Я против слов «христианское кино». Православное кино — это кино, сделанное режиссером, исповедующим православие. В таком случае оно может быть о чем угодно. Я вспоминаю Сашу Сидельникова, убитого 3 октября 1993 года у Белого дома, который сделал фильм «Компьютерные игры». Там нет ни слова о Церкви, нет ни одного священника. Но там есть крик о том, что творение не может поднять руку на замысел Творца. Никто не имеет права на это. Это православная мысль. Но называть этот фильм христианским я не стала бы.

Протоиерей Георгий МИТРОФАНОВ

Мне кажется, что термины «православный» или «христианский» являются рудиментами прошлого в нашем сознании. Когда я слышу «православный врач» или «православный режиссер», у меня возникают сомнения в его профессионализме. Он как будто хочет восполнить свои недостатки брендом, поднимающим его в чьих-то глазах. Кино может быть талантливым или бездарным, искренним или ложным, а какие темы там присутствуют — это результат стечения обстоятельств. Фильм православного режиссера Никиты Михалкова «Предстояние» — кощунство и по отношению к христианству, и по отношению к киноискусству. А «Неоконченная пьеса для механического пианино» — фильм христианский, несмотря на то, что это экранизация обезбоженного Антона Чехова. Я бы говорил о хорошем или плохом кино, в котором может быть представлена религиозная или христианская тема не обязательно с привлечением какого-либо церковного антуража. С этой точки зрения скорее можно говорить об антихристианском кинематографе. Меня возмутил фильм «Овсянки». Я не ожидал, что постмодерн, от которого я всегда отмахивался, может быть настолько духовно отвратительным. Главная опасность в современном кинематографе — глубинное убеждение автора фильма в отсутствии вечных истин, стремление любую святыню, любую ценность превратить в элемент игры и ничего не принимать всерьез. У нас существует тот кинематограф, который способен и с эстетической, и с духовной точки зрения опустошать души людей.ХХ век показал, что киноискусство может формировать целые поколения. Мы живем в стране, где кино сначала в условиях тоталитарного режима созидало строителя коммунизма, затем правительство дало слабину и запустило трофейные фильмы, и началось распадение этого монолита. В 50-е и 60-е годы советский кинематограф всей мощью своего воздействия стал превалировать в общественном сознании. Он нас весьма серьезно воспитывал. Режиссеры, как и писатели, выполняли функции проповедников и миссионеров. Но это была квазирелигия, религия человекобожества.

Валентина МАТВЕЕВА

Я считаю, что сегодня кинематограф исполняет роль древних летописцев. Лучшие фильмы свидетельствуют о жизни нашей Церкви. Получается летопись, сделанная современным языком.

Подготовила Ольга Сергеева