«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 9, 2011 год

Чудо преображенной воли

21 сентября — праздник Рождества Пресвятой Богородицы «В 1709 году, мая 20 дня, в церкви Рождества Пресвятыя Богородицы учинилась кража: сняты с образов Матери Владимировской и Феодоровской венец золотой с каменьи и алмазными запоны» — гласит архивная выписка, самое раннее свидетельство о первой церкви Рождества Богородицы, стоявшей на том месте, где ныне высится Казанский собор. В 1733–1737 годах здесь взамен деревянного храма по проекту Доменико Трезини был возведен каменный, внешне очень напоминавший Петропавловский собор. В период правления Екатерины Великой в храме Рождества Пресвятой Богородицы служились торжественные молебны в честь побед русского оружия над турками и шведами. К началу XIX века храм обветшал и в 1811 году был разобран.

Когда и почему был установлен праздник Рождества Богородицы? Впервые о нем упоминает Константинопольский патриарх Прокл во второй четверти V века. Праздник Рождества Богородицы под 9 мая сохранился в коптском церковном календаре. Копты не приняли халкидонский догмат и потому не могли «унести» из Православной Церкви ничего из возникшего после V века. Именно в это время культ Богородицы приобретает полноценные литургические формы. Например, началом V века датируется древнейшая храмовая постройка, посвященная Приснодеве — церковь «Сидения Богородицы», в 1997 году открытая в селении Рамат Рахиль. В V веке в Палестине уже существовали праздники Введения во храм и Благовещения.
С IV века Константинополь становится новым центром христианского мира. Город, основанный Константином, в понимании византийских императоров — не только Новый Рим, но и Новый Иерусалим. И потому константинопольское богослужение вбирает в себя богословские и ритуальные традиции Иерусалима древнего. Христианство волей светской власти выкристаллизовывается, приобретая те формы, которые знакомы нам и по сей день. И одну из важнейших ролей в этом процессе занимал государственный культ Богородицы как небесной защитницы города. Происходила «палестинизация» константинопольского годичного цикла: в него постепенно включались богородичные праздники, зародившиеся и развивавшиеся на Святой земле. Имя «Богородица» встречается в текстах только с III века. Однако почитание Марии как Матери Божией зафиксировано уже в «Протоевангелии Иакова», где Приснодева «играет роль» Ковчега Завета, пребывающего в иерусалимском Храме.
Не случайно и то, что древнейший из богородичных праздников — Успение Богородицы — генетически и календарно связан с ветхозаветным Йом Киппур. Судя по всему, и прочие календарные даты, связанные с почитанием Богоматери, восходят к еврейской традиции. История праздника Рождества Богородицы, а точнее — развития всего богородичного цикла, наглядно показывает, как местечковая традиция, de facto одно из направлений иудейского богословия второго Храма, становится религией всего цивилизованного мира, даже государственной идеологией. Ойкумена не просто принимает абстрактную хрис-тианскую идею, но и соглашается строить свою жизнь в согласии с ритмом иудеохристианского календаря. Смысл Господних праздников состоит в воспоминании того, как Бог нисходит к человеку, восстанавливает его природу и освобождает нас от необходимости делать выбор между добром и злом. Богородичные праздники напоминают, что сам человек может раз и навсегда сделать этот выбор, что усилием воли он способен не только избавиться от личных грехов, но и от греховности как таковой, и тем самым получить способность к богообщению. Но почему мы говорим о личной святости Богородицы применительно к ее Рождеству и даже Зачатию святой Анны (этот праздник, судя по всему, возник одновременно с Рождеством Богородицы)? В «Протоевангелии Иакова» рассказывается, что Зачатие и Рождение Марии были чудесными. Во‑первых, родители ее — Иоаким и Анна — уже вышли из репродуктивного возраста. Во‑вторых, если внимательно прочитать греческий оригинал, можно увидеть, что хронологически в нем зачатие Марии предшествует прошению родителей о даровании чада. Анна обращается к Господу и получает ответ через ангела: «Ты зачнешь и родишь». В это же время Иоаким, молящийся в пустыне, слышит голос Божия посланника: «Жена твоя зачала во чреве». И когда супруги встречаются у ворот города, Анна говорит: «Я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачала». Зачатие Богородицы (физиологически), может быть, свершилось и ранее (мы этого не знаем). Однако оно стало реальностью только в тот момент, когда Анна, поверив в невозможное, ответила ангелу: «Жив Господь Бог мой». Зачатие и Рождество Богородицы — не чудеса преображенной плоти, но чудеса преображенной воли. Мария смогла стать той, кем она стала, потому что имела образец для подражания. Когда пришел ее час ответить на призыв Господа, она уже знала, что ей нужно говорить.

Тимур Щукин