«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 6, 2011 год

Проповедь в красках



Сквозь стеклянную стену


Иерей Димитрий Симонов
ведущий круглого стола, клирик храма Богоявления на Гутуевском острове

Как слава Божия может быть выражена в славе человеческой? Мы видим, как на протяжении всей истории Церкви долго и сложно формировалось христианское богословие. Слава Божия в своей полноте непознаваема. Мы можем постигнуть ее ровно настолько, насколько Сам Бог открывается нам. Слава Божия как Благая Весть может быть выражена языком искусства. Как сделать ее понятной тем, кто еще ничего не знает о Боге? Новоначальные христиане, которые в порыве неофитства хотят поделиться своей радостью, натыкаются на стеклянную невидимую стену, стену непонимания красоты и величия Божия, открывшихся для них. Что можно сделать в этом случае?

Иерей Кирилл Киселев
клирик храма Феодоровской иконы Божией матери

Все, что находится в Церкви, живет для Благой Вести и является тем Словом, которое в полноте было явлено во Иисусе Христе. Если же предметы, наполняющие храмовое пространство, и действия, составляющие суть богослужения, не являются проповедью, а отвлекают человека от конкретной реальности, которую возвестил Христос, то рано или поздно человек ударится об эту стеклянную стену, потеряв ориентиры Благой Вести, которые так явно изложены в Евангелии. Он начнет страдать под тяжкой ношей обрядов и правил, сложившихся на протяжении вековой истории Церкви, а в конечном итоге ответственность будет лежать на Церкви за то, что она затуманила проповедь своим историческим движением и не смогла вовремя отделить плевелы от зерен. Таков путь каждого христианина. Главное — научиться своевременно находить правильные ориентиры на этом пути.

Иерей Димитрий Сизоненко
клирик храма Феодоровской иконы Божией Матери

Очень важен образ свидетеля, пророка Иоанна Крестителя, которому надлежит умаляться по мере того, как возрастает явленная ему Божия Слава. Также и священник, совершающий Евхаристию. Трудно себе представить, видя современную литургическую практику, что священник — это только руки, что они просты, и чем они проще, тем больше Христа в этом действии. Специфика христианства, его священное безумие состоит в том, что, если вы хотите, чтобы Божия Слава явила себя в большей полноте, надо, чтобы человеческой славы, тщеславия, амбиций стало как можно меньше. Путь к этому — крест и самоуничижение, но это трудно принять. Так и у иконописца, чем меньше самовыражения, тем больше Христа.

Вневременная красота

Иерей Димитрий Симонов

Сейчас люди делятся на два лагеря. Одни говорят, что надо идти вперед и искать новые формы выражения эстетики. Другие возражают им — надо строго следовать канонам и сохранять то, что нам было оставлено. Вопрос, правда, остается открытым, что же нам было оставлено и когда? В IV веке, XIX-м или II-м? Третьи говорят, что нужно просто следовать тому стилю, который тебе нравится. Как же мы должны хранить традицию, и в какой мере мы можем привносить что-то новое?

Архимандрит Зинон (Теодор)
иконописец

Пока наше богослужение и, в первую очередь, Божественная литургия остается византийской по своей форме. Если сейчас кто-то вздумает ее осовременить, то надо заново изложить весь чин Евхаристии. И если это по качеству будет лучше, то прекрасно. Если хуже, то лучше тогда оставить, как есть. Настоящее чутье может выработаться только в процессе приобщения к традиции, в процессе изучения церковного искусства разных эпох. Всякое значительное произведение искусства всегда имеет в своих недрах ту самую Красоту. У человека постепенно появится чутье, где ее искать и как ее определять. Мы все, ныне живущие, оказались оторванными от традиции, и для того, чтобы появился какой-то новый изобразительный язык, который будет характерен для данной эпохи, нужно сначала максимально к этой традиции приобщиться. Тогда сама жизнь породит что-то новое, и это будет достойно и равноценно.

Ирина Константиновна Языкова
искусствовед

Мы живем в уникальную эпоху, когда наши представления о традиции достаточно расширились, потому что сегодня в иконографии мы можем одновременно представить себе весь ряд изображений — от катакомб до современности. В таком состоянии раньше церковные художники не жили. Максимум они знали то, что делали их непосредственные предшественники и близлежащие школы. Но, с другой стороны, это и сковывает современного церковного художника, потому что тогда получается вкусовщина: кому-то нравятся ранние христиане, кому-то что-то еще.., и возникает вопрос: а под какой век мы будем писать? Но нельзя же жить под какой-то век. Мы можем взять древнюю форму, но все равно мы мыслим не так, как Андрей Рублев или ранние христиане. Соединить вечность и время, то, что актуально и то, что вечно — это самое сложное. Сейчас мы соглашаемся с тем, что традиция разнообразна. Двадцать лет назад говорили, что писать надо только как Андрей Рублев, а византийская традиция порицалась. Только надо помнить одну простую вещь: нельзя ставить целью создать какой-то новый иконографический язык. Это столь же бессмысленно, как захотеть создать новый речевой диалект. Все сделает сама жизнь. А от нас требуется смиренное учение, поначалу даже подражание. В Императорской Академии художеств обучение начиналось с копирования оригиналов.

Иерей Димитрий Сизоненко

У красоты, помимо внешней стороны, есть еще внутреннее измерение, онтологическая ценность. Поэтому Христос один и тот же. Церковь по-настоящему современна тогда, когда она идет в глубь и видит вечного Христа, как Он являет себя в данный момент, а не только путешествует взад-вперед по традиции. Важно не забывать про вертикальное измерение красоты.Что мешает молитьсяИерей Димитрий СимоновВ Византии все богослужение, иконопись, церковное пение играло просветительскую роль для язычников. В наше время, когда нам приходится начинать практически с нуля, мы можем увидеть храмы, украшенные подобно дворцам персидского падишаха, услышать тексты акафистов, которые вряд ли смогут вызвать молитвенные чувства, и увидеть иконы, которые даже трудно назвать таковыми. Что делать, если подчас человек, искренно любящий Церковь, не чувствует Славы Божией в том, что его окружает? Что делать, если ту педагогическую, просветительскую функцию, которую должно нести церковное искусство, оно не несет?

Архимандрит Зинон (Теодор)

Нужно молиться и приобщаться духовной жизни вопреки всему, что этому мешает. Но тогда появляется вопрос: " А для чего все это нужно, если оно мешает молиться?" Чтобы сделать успешной миссию Церкви, мы должны сначала привести в должный вид наше богослужение. В течение многих столетий в Литургию было привнесено столько второстепенных, даже ненужных элементов, что они заслонили главное. Великую ектению, например, довольно поздно, в XI веке вынесли в начало Литургии. Во времена святителя Иоанна Златоуста Литургия начиналась со входа, после которого сразу начиналось чтение Писания, а после следовала проповедь. Слушание Слова Божиего христианам необходимо как очистительное средство перед Причастием. А сейчас мы начинаем Литургию с прошений. Святой Василий Великий говорит, что высшая форма молитвы — благодарение. К Богу нельзя сразу приступать с просьбами, Его прежде надо возблагодарить за те великие благодеяния, которые от Него уже получили. Это формирует отношение верующих к духовной жизни и Церкви. Каждый свои личные нужды ставит превыше всего. Но человек, приходящий в Церковь, должен спросить самого себя, чего он хочет от Христа? А хотеть надо только Самого Христа, а не чего-то для себя. Конечно, Бог по Своему смирению принимает каждого человека и может откликнуться на любую просьбу, но рано или поздно это приводит к нехорошим плодам. Поэтому главное препятствие миссии современной Церкви заключается в том, что проповедь, которую мы предлагаем катехуменам, входит в диссонанс с богослужебной практикой.

Ирина Константиновна Языкова

Существует еще вопрос о воспитании заказчика икон. Зачастую человек, имеющий деньги, диктует свою волю, а при этом не знает, чего хочет. Была такая история. Заказчик пожелал, чтобы на иконе была обязательно изображена перепелка, потому что его фамилия Перепелкин. Но ведь тогда это будет уже не Слава Божия, а слава Перепелкина. Синонимом слова «некрасивый» в русском языке является слово «безобразный», то есть то, где нет образа Божия. Если в нашей жизни отсутствует образ Божий, наша жизнь безобразна, некрасива, и в ней главенствует слава человеческая или богатство, или что-то еще.Меня несколько раз привлекали в качестве эксперта в храмы, где на каком-то этапе работы возникал конфликт между общиной, настоятелем, иконописцами и спонсором, потому что община понимала, что с таким иконостасом или фресками они не согласны жить. Чаще всего я убеждалась, что они правы, потому что либо иконописца нашли подешевле, либо его привел спонсор. Я считаю, что община должна участвовать в украшении храма своей молитвой, обсуждением проблем и проектов и т.п.

Неуловимый язык

Андрей Балканский
дизайнер,
преподаватель СПбГУ ИТМО

Отличается ли понимание иконы в богословиях западной, Католической Церкви от восточной, православной? Если да, то чем?

Архимандрит Зинон (Теодор)

Дело в том, что в западной Церкви не было иконоборчества. В латинской традиции икона никогда не занимала такого места, как в традиции восточной, где к ней предъявляли такие же требования, как к богословию. Икона так же могла искажать учение Церкви, как и любое лжеучение. В латинской традиции иконы были просто украшением. Поэтому там художникам предоставлялась полная свобода. Вспомните роспись Микеланджело в Сикстинской капелле. Даже Папа и многие кардиналы того времени возмущались такой смелостью, пришлось вопреки Микеланджело одевать многие обнаженные фигуры, которые выглядели слишком уж вызывающе. Как произведение искусства эта роспись совершенно гениальна. Если присмотреться, фигуры изображены в таких ракурсах, в которых ни один натурщик и трех минут не сможет находиться. Микеланджело настолько хорошо знал анатомию и законы сокращения мышц, что рисовал все это по представлению.

Иерей Димитрий Симонов

Существует ли универсальный язык для выражения духовных истин?Архимандрит Зинон (Теодор)Меня часто спрашивают, допустима ли реалистическая манера письма в церковной живописи? Я видел довольно много образов синодального периода, XIX века, написанных в академической манере, которые обладали выразительной силой не меньшей, чем иконы, написанные в канонической манере. Вспомните икону Христа из Синайского монастыря святой Екатерины, которую относят к VI веку и которая написана почти в реалистическом стиле.Что такое иконографический канон? Рассмотрите десять разных икон, например, святителя Николая. Те признаки, по которым мы узнаем епископа Мир Ликийских, это и есть канон. Он должен быть в святительских одеждах с Евангелием в одной руке и благословляющий другой, с круглой бородой, лысый. Некоторые его иконы совершенно не похожи друг на друга, но мы его узнать все же можем. Также существует множество изображений Спасителя, я видел даже распятие, где Он был представлен негром.

Только один ключ


Иван Сахаров
прихожанин храма Феодоровской иконы Божией Матери

После Вашей критики богослужения у меня возник вопрос: какие конкретные действия можно предпринять, чтобы поклоняться Богу в духе и истине?Архимандрит Зинон (Теодор)Для этого нужно учиться, то есть опять-таки погружаться в недра традиции. Потом, когда таких богословски образованных людей, прекрасно знающих Литургию Церкви, будет много, и инициатива будет исходить снизу, церковные иерархи обеими руками благословят любое разумное начинание. Но византийскую традицию нельзя принимать слепо, она имеет и отрицательные стороны. Мне иногда кажется, что византийцы заложили в свою концепцию Православия какую-то глубинную порчу, которая дает о себе знать до сих пор. Эта порча проявляется, прежде всего, в желании соединить несоединимое: в стремлении к пресловутой симфонии Церкви и государственной власти. Симфония эта в истории не удалась. Византия не нашла к ней ключей, впрочем, не подошли и другие ключи. Есть только один ключ — Давидов, то есть Сам Христос. Царство Его никогда не сольется с царством кесаря в монолитный сплав. Их нельзя соединить, как нельзя соединить масло с водой. Для нас важно усвоить уроки Византии и не повторять ее ошибок. Ведь Российская империя потерпела полный крах именно по этой причине, она всегда мыслила себя наследницей Византии и повторила все ее исторические грехи. И теперь мечтать о восстановлении монархии по меньше степени наивно и глупо. Наш Господь творит все новое, Он не повторяется. Но извлекать уроки из прошлого люди, к сожалению, не всегда умеют и не всегда хотят.

Иерей Димитрий Сизоненко

Евангелие говорит нам о том, что искать надо Славу Божию, а не славу человеческую. И в той мере, в какой ты способен любить Бога и других вопреки себе самому, ближе к тебе будет Слава Божия.Иерей Димитрий СимоновВся та слава Божия, что явлена нам в истории Церкви и в традициях, актуализируется в нашем опыте, и мы сможем быть носителями красоты и славы Божией, только если явим всю славу своего Учителя в нашем ученичестве.

Подготовили Ольга Сергеева