«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 6, 2011 год

Сектам закон не писан?

5 июня исполняется десять лет со дня принятия первого в истории новой Европы нормативного акта, регулирующего сектантскую деятельность,— французского закона «О предупреждении и пресечении сектантских течений, ущемляющих права и основные свободы человека». В России, несмотря на сообщения о судебных процессах против сект, «нетрадиционные культы» чувствуют себя довольно вольготно. О том, как складываются отношения в треугольнике «государство — общество — секты», рассказал «Воде Живой» ректор Санкт-Петербургского Православного института религиоведения и церковных искусств иерей Аркадий Северюхин.

Отец Аркадий, как Вы думаете, России нужен антисектантский закон аналогичный тому, что был принят во Франции? Или у нашего государства достаточно механизмов, чтобы противодействовать сектам?

—По крайней мере, опыт европейских стран у нас более применим, чем американский. В Соединенных Штатах этим занимается общество. А государство деятельность общественных и религиозных организаций фактически не регулирует. Там система допускает регистрацию любого религиозного движения. Если его устав формально закону не противоречит, то даже «Церковь сатаны» можно зарегистрировать. Но и антисектантские движения в США очень сильны: «Сеть осведомления о культах», например, или «Американский семейный фонд». У них в штате работают психологи, религиоведы, юристы, так что эти организации могут эффективно противодействовать сектантским злоупотреблениям.Опыт европейских стран другой, для нас он ценен тем, что показывает, как государство может заботиться о правах своих граждан, об их духовной безопасности. В Европе многое делается для того, чтобы отстоять свободу совести. Но при этом деятельность тех религиозных групп, которые являются экстремистскими, пресекается, а их лидеры депортируются из страны.На мой взгляд, большой необходимости в отдельном законе нет. Существующего законодательства вполне достаточно, чтобы ограничивать деятельность организаций, которые по каким-то формальным признакам отнесены к религиозным, а по сути представляют собой коммерческие структуры, использующие религиозную символику.

Их можно привлекать за незаконное предпринимательство?..

—Да, если человек занимается бизнесом, пускай так и говорит, не надо называться религиозной организацией: «Аллилуйа! Иисус тебя сегодня благословляет! Сегодня ты даешь Ему тысячу долларов, завтра Он даст тебе две!» Нужно просто проверять, соответствует ли реальная деятельность той или иной организации ее уставу.

А почему контроль над сектами с помощью общественных организаций в России не эффективен?

—У нас секты более организованны, у них есть адвокаты, финансовые ресурсы. А общественные комитеты состоят, как правило, из энтузиастов, из людей, чьи близкие пострадали от деструктивной деятельности. Понятно, что эти комитеты не очень сильны. Поэтому не всегда, скажем, обращение в суд может быть решением проблемы. Например, саентологи умеют вести судебные процессы и легко их выигрывают.

Недавно книги Рона Хаббарда, кстати, исключили из списка экстремистских материалов.

—Да, как раз хорошо поработали адвокаты, правозащитники...

Получается, вся надежда на законодателей и правоохранительные органы?

—Запретительные меры тоже не всегда эффективны. Например, лишили регистрации «Свидетелей Иеговы». Но стало только хуже. Раньше они были на виду, а после запрета они просто расползлись по квартирам. И родителям стало еще сложнее найти своих детей, попавших в эту секту.Кроме того, когда сектанты попадают в опалу, у них появляется ореол мученичества, они чувствуют, что страдают за правду.Запретительные меры, конечно, нужны, но если будет реальное гонение, то это ни к чему хорошему не приведет. Еще Александр I в 1816 году издал указ относительно русской секты духоборов: «Чтобы вернуть потерявшуюся овцу в стадо, нельзя действовать силою, это совершенно противоположно учению Спасителя, Который пришел взыскать и спасти погибшее. Истинная вера есть труд и дело благодати и может быть внедрена в душу наставлением, кротостью, прежде всего добрым примером».

Но это дело скорее не государства, а нашего повседневного поведения. Как на личном уровне противостоять распространению сектанства?

—Лучший способ обезопасить себя и своих близких — информирование. Почему люди попадают в секты? Потому, что они не представляют уровень опасности, а главное — не знают своей традиционной духовности. Нужно духовное образование и воспитание. Необходима миссия, и заключаться она должна не только в том, что священник проповедует в храме, но и в подготовке наших благочестивых прихожан-мирян к тому, чтобы делиться своей верой. И тогда проблема сектантства будет сведена к минимуму. Полностью она, конечно, не исчезнет, но, во всяком случае, это будет качественно иной уровень. Маргинализировать секты, не дать им возможности широкой проповеди — вот к чему нужно стремиться. Не надо забывать, что в некоторых случаях Православная Церковь оказывалась просто в меньшинстве. Проповедников, которые были обучены и подготовлены, в 90-е годы среди сектантов было больше. Сейчас больше православных, поэтому мы можем дать людям возможность побольше узнать о своей вере.

Если заглянуть в Википедию, можно увидеть огромное количество определений того, что такое «секта». Общепринятого определения нет, и это не может не затруднять деятельность и сектоведов, и юристов...

—Ученые часто допускают большую ошибку, определяя секту по ее численности, структуре, положению в социуме, не учитывая самый главный — религиозный фактор. А ведь как человек мыслит себе Бога, так он и с окружающим миром строит отношения. Если для человека Бог — абсолютное добро, то он и к миру относится как к проявлению этого абсолютного добра. А если у него ущербные представления о Боге, то он и мир воспринимает как нечто дефектное. Если вера позволяет человеку врать, торговать оружием или наркотиками, то понятно, в какого Бога он верит.

Получается, что со светскими учеными тяжело найти точки соприкосновения?

—Да нет, нам удается договариваться. Если исследователь объективен, он понимает, что учитывать религиозную составляющую надо. И потому, когда встает вопрос о рассмотрении в суде дела той или иной религиозной организации деструктивного порядка, как правило, прибегают к совету священника-богослова.

Один их таких процессов недавно прошел в Краснодаре. По его результатам были признаны экстремистскими некоторые печатные материалы «Свидетелей Иеговы». В приговоре говорится, что в этих материалах присутствует «негативное, враждебное отношение к другим религиям». Но в том же самом можно обвинить и Православную Церковь! Сейчас руководство страны более или менее положительно относится к православным. А завтра все может измениться, и этот же закон будет с тем же успехом использоваться против Церкви.

—Подождите, и у нас есть декларирующий себя православным Константин Душенов! Он отбывает законное наказание, и литература его признана экстремистской... Конечно, законодательство не является абсолютом. Оно имеет плюсы и минусы, имеет какие-то формы толкования. Прописать так, чтобы закон был совершенным, невозможно. Всегда будут какие-то поправки, какие-то комментарии к нему. Но и тот закон об экстремистской деятельности, который сейчас существует, я считаю вполне дееспособным и востребованным.С другой стороны, если сейчас государство к нам, к Церкви, к православным людям, которых в России большинство, относится с уважением, ориентирует законодательство на те нравственные ценности, которые есть в христианстве, то это великое благо, этим надо пользоваться.Кстати, когда тех же «Свидетелей Иеговы» в Москве лишили регистрации, то это им совершенно не помешало провести конгресс при сопровождении конной милиции. Так что их права, как правило, защищаются действительно на высшем уровне!

Какие из сектантских организаций сейчас наиболее опасны?

—Саентология, сатанинские культы... Но из тех, на кого почему-то меньше всего обращают внимание,— это неохаризматы. В Швеции по статистике у 25% адептов были попытки суицида. Каждый четвертый! Некоторые говорят: «Смотрите, неохаризматы проповедуют о любви, о милости, о Христе». Но по факту — это оккультизм, прикрытый христианскими символами. Такие оккультные практики приводят к расстройствам как душевного, так и физического здоровья. После таких трансов возникает зависимость, подобная наркотической.И у нас это движение достаточно распространено. Существует огромное количество незарегистрированных общин! Про классических пятидесятников мы знаем, где они находятся (например, «Дом молитвы» на улице Славянской — Прим. ред.), да они уже и более спокойно себя ведут. Но сравните с тем, что происходит в неохаризматических собраниях, которые неизвестно, когда и где собираются: люди лают, плюются, хохочут несколько часов подряд, и это называется действием Святого Духа. На самом деле это настоящее расстройство психики, а с точки зрения православной аскетики это явление называется одержимостью. К сожалению, это движение сейчас лидирует.

Беседовал Тимур Щукин