«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 5, 2011 год

Бог Милосердный



1 В то время был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. 2 Есть в Иерусалиме у Овечьих ворот водоем, называемый по-еврейски Вифезда, с пятью крытыми ходами. 3 В них лежало множество больных: слепых, хромых, сухих, ожидающих движения воды. 4 Ибо ангел Господень, время от времени, сходил в водоем и возмущал воду, и первый,кто входил по возмущении воды, выздоравливал, каким бы ни был одержим недугом. 5 Был там некий человек, тридцать восемь лет страдавший болезнью своей. 6 Иисус, увидев его лежащим и узнав, что он уже много времени болен, говорит ему: хочешь ли стать здоровым? 7 Ответил Ему больной: господин, нет у меня человека, чтобы опустить меня в водоем, когда возмутится вода. А пока я иду, другой раньше меня спускается. 8 Говорит ему Иисус: встань, возьми постель твою и ходи. 9 И тотчас стал здоровым человек, и взял постель свою, и начал ходить. А была суббота в тот день. 10 Поэтому говорили Иудеи исцеленному: сегодня суббота, и нельзя тебе брать постели. 11 Он же ответил им: Тот, Кто сделал меня здоровым. Он мне и сказал: «возьми постель твою и ходи». 12 Спросили его: кто этот Человек, Который сказал тебе: «возьми и ходи»? 13 Исцеленный же не знал, кто Он. Ибо Иисус скрылся, пользуясь тем, что на этом месте была толпа. 14 После этого нашел его Иисус в храме и сказал ему: вот, ты стал здоровым; больше не греши, чтобы не случилось с тобой чего худшего. 15 Пошел человек и сказал Иудеям,что здоровым сделал его Иисус.

Ин. 5,1-15Перевод епископа Кассиана (Безобразова)

Чудесная купель?

Первый вопрос, который невольно возникает при чтении предложенного евангельского отрывка, о природе и свойстве воды в купели «Вифезда». В мире всегда было, есть и, к сожалению, будет множество больных людей. Наличие источника, способного исцелить от любого недуга, не может не заинтересовать страдающего человека и подарить ему надежду на избавление от болезни.
Еврейское слово «Вифезда» буквально переводится на русский язык «место милосердия». Это водоем, который при осуществлении масштабных архитектурных проектов царя Ирода был поделен на два бассейна и окружен крытыми колоннадами. Минеральный источник, который питал этот водоем, как это часто бывает с гейзерами, время от времени выплескивал в него воду, «возмущал» ее, как написано в Евангелии, т.е. в воде начиналось движение. Вероятно, выплескиваемая вода была горячей, и пока она не остыла считалась более целительной. Оттого болящие и стремились поскорее войти в нее. Любопытно, что критический текст не содержит вставку более позднего происхождения, а именно слов: «ожидающих движения воды. Ибо ангел Господень, время от времени, сходил в водоем и возмущал воду, и первый, кто входил по возмущении воды, выздоравливал, каким бы ни был одержим недугом» (Ин. 5, 34). Эта поздняя вставка византийских переписчиков V–VI века (когда уже и древнего Иерусалима, и колоннад, и самого водоема, возможно, тоже не было) пытается объяснить читателям природу исцелений и уже ставшего непонятным «возмущение» воды, которое упоминается в стихе 7. Сейчас трудно сказать, было ли такое объяснение древним популярным иудейским поверьем, чудом сохранившимся в предании до V века, или нет. Можно констатировать только, что евангелист Иоанн просто имел в виду известное всем в его время природное явление. Хотя, разумеется, всякое исцеление, как считалось, есть действие Божие, даже если человек принимал лекарство из травяного отвара.

"Не имею человека«

В синоптических Евангелиях (Матфея, Марка и Луки) также имеется рассказ об исцелении расслабленного. При кажущемся сходстве этих рассказов (одинаковая болезнь человека и исцеляющая сила Христа) они очень непохожи друг на друга. Они разнятся не только по месту и времени описываемых событий, но и по тому, как излагается история исцеления. Рассказ синоптиков описывает случай исцеления, который произошел не в Иерусалиме, а в Капернауме. Тогда исцеление парализованного произошло при активном содействии других людей. Неизвестно, что это были за люди: родственники больного, его друзья или соседи. Но они взяли на себя труд принести лежащего ко Христу. При этом проявили настойчивость и изобретательность, не имея возможности из-за народа подойти к Спасителю, они через крышу дома на веревках спустили носилки с расслабленным к ногам Христа. И их вера послужила залогом исцеления. В рассказе показана человеческая забота и сострадание.
В сегодняшнем Евангелии совсем иная картина, которая свидетельствует о человеческом равнодушии. Среди множества людей, толпившихся у чудотворного источника, за 38 лет не нашлось ни одного человека, который бы согласился помочь несчастному окунуться в бассейн. Понятно, что «своя рубашка ближе к телу», когда вопросы касаются собственного здоровья и жизни. Мы знаем, что такое очередь, как она озлобляет людей, часто лишая их человеческого облика. А если это очередь за исцелением? Какой был там накал страстей? Ведь омыть расслабленного в купели означало пропустить его вперед себя, пожертвовав своим собственным возможным исцелением. На подобную жертву способны не многие. Способны только те, в ком инстинкт самосохранения не заслонил образ Божий. Но почти за 40 лет, находясь среди людей, расслабленный не встретил такого человека. И совсем не обязательно обращаться к евангельскому эпизоду с исцелением расслабленного, чтобы понять эту горькую истину. Каждый из нас живет среди людей — носителей образа и подобия Божия. Но как редко проявляется Божий образ в наших взаимоотношениях. Скорее они основываются на инстинктах: стремление к власти, к подчинению другого, к обладанию капиталом, к удовольствию и т.д., часто перевешивая то доброе, что Бог изначально заложил в каждом из нас, что является Его образом, отражением Бога в человеке. В мире, где выживает сильнейший, многие руководствуются волчьими законами, а не законом Божиим. Поэтому чаще приходится говорить об озверелости людей, а не об обожении.
Горькое впечатление от человеческого равнодушия и закоснелого законничества фарисеев, которые присутствуют в евангельском эпизоде с исцелением расслабленного, усугубляется реакцией самого исцеленного на милость Божию. 38 лет до него никому не было дела. Когда Христос исцелил его, на него накинулись ревнители закона, которые были тогда и которых, к сожалению, очень много сегодня. С той только разницей, что «во время оно» они спасали закон Моисея, а теперь спасают православие. Но суть подобных персонажей одинакова. Эти ревнители увидели, как исцеленный несет свою постель (видимо, подстилку, на которой он лежал у купели), и обвинили его в нарушении субботнего покоя. Исцеленный, испугавшись гнева законников, сослался на указания исцелившего его: Тот, Кто сделал меня здоровым. Он мне и сказал: «возьми постель твою и ходи» (Ин. 5, 11). Последовал естественный вопрос, кто этот Человек, Который сказал тебе: «возьми и ходи»? (Ин. 5, 12)? Исцеленный не знал, Кто есть Христос, поэтому ничего не мог сказать искавшим Его. Но через несколько дней он встречает Христа в храме, куда исцеленный пришел воздать хвалу Богу за выздоровление. Спаситель ему говорит: больше не греши, чтобы не случилось с тобой чего худшего (Ин. 5, 14). И что же исцеленный? Мы не слышим из его уст слов благодарности Христу. Более того, он идет к иудеям и указывает, Кто исцелил его и повелел взять и нести свою постель, тем самым нарушая заповедь о субботе. Таким образом он снимает с себя ответственность за нарушения закона, переадресуя гнев фарисеев на исцелившего его Христа. И как свидетельствует Евангелие: Потому и начали гнать Иудеи Иисуса, что Он это делал в субботу (Ин. 5, 16). Будучи заложником человеческого безразличия, расслабленный, исцеленный милостью Божией, сам оказывается не лучше тех людей, к состраданию которых он взывал на протяжении 38-ми лет, проведенных у купели. Он не только не благодарит Христа, но и предает Его, указывая на Него как на нарушителя закона. Он не имел человека, который бы помог окунуться ему в купель, но он и сам не оказался человеком. Он не проявил чувства элементарной человеческой благодарности по отношению к своему Спасителю. И тот же самый инстинкт самосохранения, который не позволял толпе пропустить его к воде «по возмущении», не позволяет исцеленному быть благодарным Христу. Страх заставляет его выразить свою солидарность с гонителями Христа.

Расслабление

Церковь установила вспоминать историю с расслабленным в середине пасхального периода, когда мы на полпути к отданию праздника Пасхи. Этим церковь напоминает, что пасхальный период, время радости, не должен стать временем духовного расслабления, не должен стать временем растрачивания плодов Великого поста (если, конечно, такие плоды имеются). В этом напоминании заключается указание, что наше бытовое понятие о «расслаблении» (безделье, шумное застолье или что-либо иное) на практике означает ослабление воли и контроля над своими действиями. Расслабиться — добровольно ослабить себя. И как ослабленный организм становится подвержен любым заболеваниям, так и духовно ослабленный человек становится уязвим со всех сторон. Церковь не только в Неделю о расслабленном, но постоянно напоминает об этой опасности, призывая нас к духовному бодрствованию. Но подобные призывы принимаются как руководство к действию только «во дни печальные великого поста». К сожалению, с радостным пением Христос Воскресе из мертвых для многих из нас начинается безрадостное ослабление души и тела. Факты свидетельствует, что в пасхальной период мы стремимся не только к духовным радостям, поэтому часто к окончанию пасхальной недели подходим весьма потрепанными и духовно опустошенными от бесконечных расслаблений. Поэтому и звучит в кондаке Недели о расслабленном покаянный мотив, а также надежда на спасение и на исцеляющую силу Божию, которая (по аналогии с евангельским чудом исцеления расслабленного) поможет и нам исцелиться от духовной немощи. Вот текст кондака на русском языке: Душу мою, Господи, от грехов всяческих и от дел недолжных тяжко расслабленную, воздвигни божественным Твоим попечением, как и расслабленного воздвиг Ты некогда, дабы я, спасенный, взывал Тебе: «Слава, Христе Милостивый, могуществу Твоему!»

Знак, указывающий на Бога

По сравнению с другими евангелистами апостол Иоанн довольно редко описывает чудеса Спасителя. Если не считать историю с чудесным уловом рыбы из 21-й главы (по общему мнению библеистов, вся 21-я глава Евангелия от Иоанна является уже более поздним дополнением к первоначальному тексту), то всего Евангелие от Иоанна насчитывает семь чудес Христа. Семь — символическое число, обозначающее полноту, в данном случае полноту Божественности Христа. Отсюда вывод: в богословии евангелиста Иоанна евангельские чудеса упоминаются лишь с одной целью — показать Божественность Христа и Его милость, а значит и милость Бога во Христе к страдающим людям. Не купель под названием «место милосердия» дала исцеление расслабленному, а Бог Милосердный. Поэтому для описания подобных событий евангелист Иоанн никогда не упоминает слово «чудо». Он говорит «знамение», т.е. знак, указывающий на Божественность Христа. Только в этом контексте нами может быть правильно понято евангельское чтение четвертой недели по Пасхе об исцелении расслабленного у купели «Овечьих ворот» при иерусалимском Храме.

Протоиерей Александр Глебов
Иллюстрации: Татьяна Гулина