«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 5, 2011 год

Уважать друг друга

Есть русская поговорка: «Стерпится — слюбится». Она родилась в тех условиях, когда брак был куда прочнее, но держался скорее на социальной инерции: замуж выходили по воле родителей, развод считался чем-то неприличным. Сейчас рушатся прежние социальные стереотипы, но вместе с ними и семьи. Что нужно делать нынешним молодоженам для сохранения брака?
До 1917 года все было проще: глава семьи — мужчина, и, хочешь-не хочешь, ты должна его полюбить. А поскольку выходили замуж обычно юные девушки, которые еще не успели познать сильных чувств, то, естественно, к первому мужчине они испытывали и любовь, и поклонение. Выбор второй половины был рациональным, а далее следовали духовным ценностям своего времени, ориентированным на православие и предполагающим патриархальное устроение семьи.
Сегодня общество сильно изменилось. Женщина теперь — скорее партнер мужчины. Соответственно этому произошли перемены и в отношениях в семье, которые тоже сделались партнерскими. Выбор партнера анархический, и это главная проблема. Знание друг о друге на уровне внешности, а по сути — ничего не знаем.
В связи с этим, вступая в брак, очень важно отдавать себе отчет, кто есть я, кто моя вторая половина? Другими словами, надо понимать, к какому типу личности относится каждый из нас. Каждый тип имеет свой набор реакций на ситуации, свою шкалу ценностей и стиль коммуникации. Это называется своей моделью выживания или своей реальностью.Нельзя загонять всех людей в рамки поведенческого стандарта. Надо понять модель поведения партнера, принять его реальность, только в этом случае возможно гармоничное совместное существование без больших обид, претензий и конфликтов. Это называется этической коммуникацией, когда ты уважаешь свою половинку в ее природном проявлении типа личности, с реакциями на ситуации и ценностями не такими, как у тебя, и не предпринимаешь попыток изменить ее. Если принять партнера таким образом и хорошо изучить его тип личности, можно очень точно предсказать изменения в его поведении и добиться взаимопонимания в любой ситуации.
Зная типологию друг друга, мы, естественно, познаем и культуру, которую представляет каждый из нас, и мировоззрение. Если один супруг верующий, а другой — атеист, то и в этом случае необходима этическая коммуникация. Вполне возможно, что атеист, уважая супруга, однажды зайдет в церковь и задержится там. Это естественный процесс, вытекающий из взаимоуважения.
Мой муж — финн, лютеранин, а я православная. При этом у нас очень хорошая семья. Мы любим и уважаем друг друга. Я ценю его лютеранские ценности, где главное — работа и оценка человека через его работу; ценю и все факторы его типа личности. У меня православный менталитет и совершенно другая модель выживания, но это нам ничуть не мешает. Различное вероисповедание вообще не влияет на наши отношения; гораздо существеннее соблюдение правил этической коммуникации.
Нынешняя молодежь 18-24 лет в подавляющем большинстве настроена на создание крепкой семьи и реализацию самих себя. Молодые люди признают, что женщины тоже имеют право на самореализацию. Это я слышу от своих студентов в университете. Наверно, чтобы создать семью со своими традициями и ценностями, необходимо отделиться от родителей. В молодости часто кажется, будто родители не понимают тебя и диктуют свои условия существования, совершенно неприемлемые. На самом деле родители создали свою семью с опорными ценностями прошедшего времени, а молодежь (в связи с резкими изменениями в России и в мире вообще) не может принять былые устои. Процесс изменений в семейных отношениях должен происходить эволюционным путем, как в западных странах. Поэтому надо учить построению семьи в изменившемся времени в первую очередь молодежь. В этом случае будущее за крепкими семьями с новыми традициями. Как следствие, у нас будет сильная страна с общими ценностями, не противоречащими православию.