«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 4, 2011 год

История не повторяется



Послание к Евреям, отрывок из которого мы читаем в 4-ю неделю Великого поста,— особенное писание Нового Завета. И особенность его в том, что в нем вся история верующего человечества рассматривается как некое единое целое, в котором связано прошлое с настоящим и будущим. Но связь эта не такая, какую утверждали языческие историки и философы, говоря, что нет ничего нового на земле, что все повторяется в циклическом ритме, все движется по кругу, как Солнце и звезды, как прилив и отлив, как день и ночь, как лето и зима. Библейский взгляд на историю совсем иной. Бог сотворил этот мир и человека в нем не для бессмысленного верчения, но для движения к определенной цели. И цель эта — в Самом Боге Творце. Как писал в Послании к Римлянам апостол Павел, «все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11, 36). Человек в своем греховном состоянии чаще всего такой цели не видит. Он видит вокруг себя тлен и смерть, которая лишает смысла любое существование. Оттого и мысль о вечном повторении и бессмысленном движении по кругу. Само слово «грех» в греческом языке (а книги Нового Завета написаны по-гречески) означает «движение мимо цели, сбой». Получается так, как сказано у А.С.Пушкина:
«Сбились мы.
Что делать нам?
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.»
Получить из окружающего мира представление о смысле и цели своего существования человек не может: все этому противоречит и свидетельствует об отсутствии смысла. «Суета сует,— сказал Екклесиаст,— суета сует, все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит... Восходит солнце, и заходит солнце... Идет ветер к югу и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои... Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: „Смотри, вот это новое“; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл. 1,2-10).
Единственный источник знания о цели и смысле бытия человеческого — Откровение от Бога. Именно об этом все Священное Писание с первых же его страниц. Поэтому следует различать просто историю как последовательность фактов и событий, так или иначе интерпретируемых, и Священную историю как последовательность Откровений Божиих. Бог продолжает дело Творения в истории, Своими Откровениями и промыслительными действиями преодолевая хаос и бессмысленность мира греха, указывая людям их вечное предназначение. В мире Священной истории постоянно появляется что-то новое, произрастающее из прошлого. И это новое все ближе подводит людей к той великой новизне, которая открылась в Иисусе Христе и в Его Церкви. Это можно сравнить с тем, как из малого семени вырастает большое дерево. Дерево не может вырасти из камня, оно вырастает из семени, потому что каким-то образом в семени это заложено. Энергию же роста дает Бог. Так и в глубинах Священной истории уже заложены прообразы будущих новых Откровений. Эта мысль пронизывает все Священное Писание. Апостол Павел видит в прошлых событиях прообразы будущих свершений, как в семени можно видеть будущее дерево. Чтобы это видеть, необходим дар веры, просветляющий наше духовное зрение.
Вот и еще одно сравнение, которое дает апостол Павел: прошлое в Священной истории «есть тень будущего, а тело — во Христе» (Кол. 2, 17). Когда мы смотрим на тень, мы с трудом можем угадать, какому телу она принадлежит. Но, видя тело, мы ясно сознаем, какую тень это тело может отбросить. Именно это представление лежит в основе новозаветных толкований событий Ветхого Завета. В событиях древности авторы Нового Завета усматривают тени, предвосхищения, прообразы той реальности, свидетелями и участниками которой они являются. Так вся история осознается в ее внутренней связи и единстве. Об этом говорит и сегодняшний отрывок из Послания к Евреям.
Книга Бытия упоминает о нескольких обетованиях Бога Аврааму. Сначала Бог повелел Аврааму оставить Харран и идти в неведомую землю, которую обещал отдать потомству Авраама (Быт. 12, 7). Затем Бог обещал Аврааму сделать его отцом множества народов (Быт. 17, 5-6). Третье обетование о том, что «от Авраама произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли» (Быт. 18, 18). Наконец, в четвертый раз Бог подтвердил Свое обетование клятвой: «Мною клянусь,— говорит Господь,— что, так как ты <...> не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я, благословляя, благословлю тебя и, умножая, умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря, <...> и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22, 16-18). Слово обетования Божия было твердым и непреложным само по себе. Чтобы сделать слово еще более убедительным, Бог подкрепил его клятвой. Это обетование заключалось в том, что потомки Авраама будут многочисленны и благословенны. Аврааму нужно было проявить терпение для получения обещанного. Лишь через двадцать пять лет после первого обетования у состарившегося Авраама и бесплодной Сарры родился сын Исаак. Но Авраам никогда не поколебался в своей надежде и вере, которая и вменилась ему в праведность (Рим. 4, 9).
Христиане, как доказывает апостол Павел, испытав на себе благословение Божие, явственно осознали, что древнее обетование Аврааму осуществилось в Иисусе Христе. Церковь Христова представляет собою истинный Израиль и истинное семя Авраамово: «верующие благословляются с верным Авраамом <...> Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3, 9.29). Нет, история не повторилась. Но она обрела смысл. Авраам «сверх надежды поверил с надеждою» (Рим. 4, 18). Он стал прообразом и образцом для христиан, их веры и их надежды на наследие жизни вечной (Мф. 19, 29). И если надежда Авраама покоилась только на его вере в Слово Божественного обетования, подкрепленное клятвой, то христианская надежда покоится на более прочном основании. Она подобна прочному якорю, который не даст судну быть унесенным морскими течениями в неведомом направлении. И этот спасительный якорь — Иисус Христос, Воскресший и Вознесшийся. Да, утверждает Послание к Евреям, христианам открылась величайшая в мире надежда, о которой не смел и мечтать Авраам. Наша надежда не здесь, не на грешной земле, но в святой вечности. Надежда на землю обетованную преобразилась в ожидание жизни вечной в Царстве Небесном. И снова мы видим древний прообраз — иерусалимский Храм, который, как преходящая тень, отброшен в глубины прошлого вечным храмом небесным. В Святая Святых земного Храма мог войти лишь один человек — первосвященник, и то только один раз в году. Ныне же вознесенный Иисус Христос, как вечный Первосвященник, раз и навсегда вошел за завесу тайны, в Божественное присутствие на небесах. Так Он стал нашим Предтечей, нашим Первопроходцем, открывшим нам цель нашего существования и проложившим путь к этой цели всем следующим по Его стопам христианам.

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
Иллюстрации: Александра Жук