«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 2, 2011 год

Вчера и сегодня



Кто для меня образец настоящего отца? Конечно, мой отец по плоти протоиерей Валериан Дячина, который дал мне жизнь, взрастил меня в крепкой вере, в нравственных законах. Мы росли в трудные годы, воспитание было довольно строгим, жизнь была замкнута в треугольник: храм, школа, музыкальная школа... Но все равно мы чувствовали радость, потому что находились в Церкви, в кругу своей семьи, среди людей верующих, любящих Бога. Практически все мои друзья тогда были людьми церковными (многие из них сейчас священники). Мы держались друг друга и держались Церкви, поэтому почти не ощущали государственного гнета. У моего отца и у людей, подобных ему, был дар любви и терпения, доверия Господу, который помогал переносить скорби, помогал жить в условиях постоянной угрозы гонений. Они боялись не мира, а Бога и твердо шли ко спасению своей души. А духовным отцом, наставником, молитвенником и вообще примером жизни для меня является наш владыка — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.
Не думаю, что теперь между священниками и прихожанами больше непонимания, чем раньше. Мне кажется, это не зависит от ситуации в государстве. Когда люди видят, что священник относится к ним, как пастырь, как наставник, как отец, они чувствуют тепло, радость и стараются воздавать ему тем же. Этот закон взаимной любви непреложен. Он был, есть и будет. Конечно, меняются внешние его проявления, меняется общественная и политическая среда, положение Церкви в государстве, но духовная составляющая остается неизменной. Как грех всегда один, так и благодать одна. И цель верующих людей всегда одна — спасение души. Эта цель и объединяет.
Сейчас время для семьи сложное. Ведь не только семья — основа государства, но и государство — опора для семьи. Если государство слабое, то и семья хворает. В наше время, например, считалось грехом, если девушка живет с парнем до брака или если незамужняя оказалась в положении. Это осуждалось не только обществом, но и государством. Советское государство, хоть и было безбожным, нравственность защищало и тем самым охраняло семью.
Сегодня очень важно удержать в сознании детей нравственный закон. Распущенность начинается со школы, с того момента, когда ребенку намекают (программы по телевизору, сверстники на переменке, реклама на улице...) о том, что не грех покурить, не грех вкусить запретного плода отношений парня и девушки. За этим следует постепенное разрушение внутреннего человека. А если ребенок начинает сопротивляться (я таких случаев знаю множество), с ним прекращают общаться, говоря с усмешкой: «Ты святой что ли?» Тот мир, который лежит во зле, влияет на детей и не в последнюю очередь через школу. Вот, например, уроки сексуального воспитания. Они провоцируют юношей и девушек на совершение греха. Потому что они это и грехом-то уже не считают. Получается, что нравственный закон, который им передают родители, вступает в конфликт с тем, что навязывает общество. Да и для пастыря это сложная проблема, что посоветовать парню с девушкой, если они исповедуются, причащаются, говорят, что любят друг друга, и при этом не считают зазорным жить вместе...
Каждая семья — нечто сокровенное. Семейная жизнь — таинство, малая Церковь. Как сохранить его в современном мире? Только в общении христиан между собой. Верующим людям нужно чаще встречаться, обсуждать интересующие темы, устраивать диспуты, приглашать священников, семинаристов, в общем, формировать ту питательную среду, в которой христианская семья смогла бы выжить.