«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 2, 2011 год

Граждане небесной Родины



28 Мы же знаем, что все содействует во благо тем, кто любит Бога,— тем, кто призван по замыслу Его.29 Ибо кого Он избрал, тем и предназначил уподобиться образу Сына Своего, да будет Сын Его Перворожденным среди многих братьев.30 А кого Он предназначил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.31 Так что же нам сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? —32 Ведь Он не пощадил собственного Сына, но отдал Его за всех нас! Так неужели вместе с Ним Он не дарует нам и все остальное? —33 Кто же будет обвинять избранников Божиих? — Бог? Он оправдывает!34 Кто будет осуждать? — Христос Иисус? Он умер,— скажу больше,— Он воскрешен! Теперь Он одесную Бога. Он и ходатайствует за нас! 35 Кто отлучит нас от любви Христа? — Страдание? Тревога? Гонение? Голод? Нагота? Опасность? Или меч?..36 Как написано: «За Тебя нас убивают целый день, видят в нас овец для заклания». 37 Но нет, во всем этом мы одерживаем победу, и больше чем победу благодаря Тому, Кто возлюбил нас.38 Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни всякие начала, ни настоящее, ни будущее, никакие силы,39 ни высота, ни глубина, ничто во всем творении не в силах отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.

Рим 8, 28–39
Перевод архимандрита Ианнуария

Сонм новомучеников Российских столь велик, что пройдет еще немало лет, чтобы поименно назвать всех их, избранных, призванных, оправданных и прославленных.
Христос сокрушил врата ада, царства тьмы и смерти, и отворил всем людям врата в Небеса, в Царство света и жизни. Бесятся бесы, которые лишаются силы и власти. Они всеми способами желают сохранить за собою хотя бы видимость своей мнимой власти. Как сказано в книге Откровения, сатана, низвергнутый с небес, ведет брань с последователями Христа. Зло находит себе агентов на земле, и самым мощным орудием зла всегда было языческое государство — «царство кесаря». Не то чтобы государство (как таковое) было злым установлением. Нет. Апостол Павел пишет, что государство в принципе есть Божие установление и как таковое должно вносить в земную жизнь начала справедливости, гуманности и добра. Но в реальном мире мы часто являемся свидетелями вырождения государства, его искажения.
Имея основу своего существования в Боге, государства, преследующие Сына Божия и Его последователей, лишают себя основы своего бытия и вырождаются в некие безумные, безответственные и лишенные будущего банды, в организации, радикально противоположные Церкви и Царству Божиему. Такими государствами заправляют всяческие антихристы. Таким государство представлено нам в книге Откровения, таким оно являлось в эпоху древних гонений, и таким оно было во время гонений на Церковь в нашей стране.
В день памяти Новомучеников и Исповедников Российских для чтения предлагается одно из самых возвышенных мест Священного писания Нового Завета, отрывок из Послания апостола Павла к Римлянам, который звучит как гимн вечной любви Божией, которую не одолеют ни смерть, ни жизнь, ни гонения, ни меч, ни пуля. Апостол пишет: «Мы знаем, что все содействует во благо тем, кто любит Бога». Да, это традиционное изречение ветхозаветной Премудрости: «Хранит Господь всех любящих Его»,— уверен псалмопевец (Пс 144, 20). Этот опыт веры передавался из поколения в поколение. Но ведь есть еще и опыт повседневности! Разве не противоречит он опыту веры? Что имел в виду апостол, когда утверждал: «Все содействует ко благу»? Разумеется, он знал, что повседневный опыт постоянно противоречит вере. Но когда он говорил: «Все содействует ко благу», то, разумеется, не думал, будто верующим лучше, чем прочим людям, что все в их жизни складывается успешно. У апостола иные масштабы: его альтернативы — это не успех-неуспех, счастье-несчастье, богатство-нищета, здоровье-болезнь, а совсем иное. Его альтернатива — «надежда-безнадежность»! Есть ли у человека надежда на исполнение смысла его жизни и на спасение при всей неизбежности смерти, или у него такой надежды нет,— вот о чем пишет апостол. И на этот радикальный вопрос апостол Павел дает радикальный ответ: «... любящим Бога... все содействует ко благу» — все, даже то, чего люди избегают и считают несчастьем — «нынешние временные страдания» (Рим 8, 18). Никакие отрицательные стороны действительности не могут лишить нас надежды на спасение. Почему? Потому что «Бог за нас»! Об этом все Послание к Римлянам: правда Божия осуществилась в Иисусе Христе, в Его страданиях и искупительной смерти на кресте. Крест показывает верующему, что Бог в Своем Сыне разделил с людьми их страдания и боли. Для страдающего всегда утешительно знать, что кто-то на его стороне, не взирает равнодушно издалека, но переживает и сострадает ему в любви. Вот поэтому при взгляде на Распятого и Воскресшего у любящих Бога открываются глаза на то, что им «все содействует ко благу». Сам Бог за них! Бог сострадает им и спасает их.
Мы, верующие, знаем, что «мы — дети Божии. А если дети, то и наследники, »... сонаследники Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться" (Рим 8, 16–17). Таковым был предвечный замысел Бога, Который предназначил Своим избранникам цель — быть подобными Божественному образу Сына Своего, чтобы Он был первородным, то есть старшим среди всех Его братьев и сестер, образующих семью Церкви. Именно в Иисусе Христе Бог показывает нам, какими Он желает нас видеть. Он желает, чтобы мы были Его сынами и дочерьми в общении с Его воскресшим Сыном в сиянии Его вечной славы. Об этом мы читаем в празднично звучащей цепочке, в которой один член вытекает из другого. В ней мы ощущаем целеустремленность, с которой Бог осуществляет Свой план спасения: Бог нас избрал — призвал — оправдал — прославил. Но ведь еще не прославил! Наше конечное прославление — дело будущего.
Почему же апостол Павел пишет об этом как об уже свершившемся? Дело в том, что свою «цепочку заключений» апостол строит как бы с позиции Бога. Но с этой точки зрения, с точки зрения вечности, все, необходимое для спасения человека, уже от вечности произошло. Это мы, земные люди, способны постигать время только в последовательной смене событий. Но для Бога все, что для нас происходит во времени, уже исполнено от вечности.
Речь апостола Павла становится все более торжественной, приобретая характер гимна. Трижды звучат слова «за нас»: Бог за нас, Он отдал Своего Сына за нас, Христос на небесах ходатайствует за нас. То, что Бог «за нас», Он доказал Своим Сыном Иисусом. Звучит напоминание об Аврааме, который не пожалел сына своего единственного для Бога (Быт 22, 16), но вместе с сыном был готов отдать Богу и самого себя. Но то же самое сделал Бог, Который Своего Сына «предал за всех нас». Из этого доказательства высшей степени любви следует убежденность в том, что Бог «дарует нам и все».
Но «если Бог за нас, кто против нас?» Все обвинения против нас падают в пустоту. Истинно верующие не должны жить в страхе наказания, обвинений и осуждений. Если Бог все берет на себя, чтобы «оправдать» нас, если Христос, сквозь смерть, воскресение и вознесение достигший Бога, ходатайствует за нас, то кто в этом мире может нас осудить? Бояться некого и нечего!
Однако не только различные обвинения, но и всевозможные физические страдания не должны омрачить то, что Бог сделал для нас. Ничто во всем тварном мире не может нас устрашить, ибо не может отлучить нас от Бога и Его любви во Христе Иисусе, Господе нашем! Так говорит апостол Павел. Какая сила веры! Апостол убежден, что не только в будущем, когда Бог установит Свое Царствие, наступит избавление от страданий века сего, но уже ныне во всех наших страданиях верующему открывается прибежище, его истинная родина, которая реальнее всего, что с шумом плещется и суетится вокруг. Эта истинная родина — любовь Божия во Христе Иисусе.
Мученики за Христа были гражданами этой небесной родины. Их правда, их верность победила то зло, которое пыталось их сломить, но не смогло. Но их победа, как пишет апостол Павел, больше чем просто поражение врагов. Они силою Христа Иисуса «пре-победили», «сверх-победили», то есть вошли в небесную славу Воскресения Господня. Исполнилось ли их число (Откр 6, 11)? Нам не дано этого знать. Судя по беснованию зла в мире, еще нет. Но их сонм (и тех, кто был, и тех, кто будет) сияет нам с небес ярче всех светил.

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
Иллюстрации: Александра Жук