«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 2, 2011 год

Нести Православие всему миру



Какова эмоциональная окраска нынешнего юбилея Русской Зарубежной Церкви? Можно ли сказать, что это радостный праздник?
—Безусловно, это светлый праздник для нас. Потому что Русская Зарубежная Церковь встречает его в достойном состоянии: ее историческую миссию можно считать по большей части выполненной.

Что было этой исторической миссией?
—В первую очередь сохранить православие до тех пор, пока не прекратится власть безбожников в России, пока Церковь в Советском Союзе подвергается гонениям. Кроме того, свидетельствовать всему миру о действительном положении верующих в России. А к настоящему времени более важной становится другая задача: знакомить с православием неправославный мир.

Предполагается ли сохранение каких-либо самостоятельных структур Зарубежной Церкви? Или все приходы войдут в состав Московского Патриархата?
—Акт о каноническом общении Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом, подписанный в 2007 году, предполагает, что полное слияние произойдет лишь на территории России, то есть на канонической территории Русской Православной Церкви. Здесь наши приходы постепенно будут включены в состав местных епархий РПЦ.Однако за рубежом сохранятся наши собственные епархии. За годы раздельного существования мы накопили собственный опыт служения в зарубежье и теперь планируем продолжить его в партнерстве с Московским Патриархатом.

Какова перспектива развития зарубежных приходов вашей Церкви? На кого будет в первую очередь ориентировано их служение: на семьи русских эмигрантов, как в прежние годы, или на местное население?
—К настоящему времени у нас сложилось два типа приходов. Первые в основном состоят из русских людей, они помогают нашим соотечественникам сохранить не только веру, но и русскую культуру. Вторые — интернациональны, службы в них проходят на местных языках, мы называем их миссионерскими. Зарубежная Церковь намерена поддерживать и тот, и другой тип приходов.

В какой стране наиболее динамично развиваются приходы РПЦЗ, к какому типу они принадлежат?
—В США приходы РПЦЗ наиболее активно растут, большинство из них состоит из верующих американцев. Меньше новообращенных в Европе и Латинской Америке. Но по всему миру идет усиление именно миссионерских приходов РПЦЗ.

Почему США впереди?
—В США общая религиозность населения выше, чем в Европе. Кроме того, эта страна сейчас переживает период бурного религиозного поиска. В протестантских конфессиях прогрессирует раскол на либералов и консерваторов: либералы разрешают однополые браки, рукополагают женщин, а консерваторы активно интересуются историческими корнями христианства, и многие выбирают православие.

Есть ли какие-то отличия в миссионерской практике приходов Зарубежной Церкви по сравнению с приходами РПЦ?
—Самое актуальное для нас сейчас — открытие православных приходов западного обряда. Подобная практика существует в ряде Поместных Православных Церквей, больше всего таких приходов в Антио-хийском Патриархате. Наш Первоиерарх митрополит Иларион является горячим сторонником создания таких общин в Зарубежной Церкви. Западный обряд действительно помогает людям, выросшим в инославной культуре, принять православие. Ведь основное препятствие для развития миссии Православных Церквей заключается в том, что незнакомый с нашей традицией человек воспринимает православие как национальную религию. Он приходит в русский храм и видит, что это Русская Церковь. Приходит в греческий храм — видит Церковь Греческую... Очень многие англичане и американцы именно по этой причине «осторожничают» с переходом в православие. Западный же обряд делает православие более привычным, «своим» для западного человека.

А что за западный обряд имеется в виду? Тот же, что принят сегодня в Католической Церкви?
—Правильнее сказать, что это древний западный обряд, без позднейших упрощений. Месса в нем длится около полутора часов, то есть приблизительно столько же, что и привычная нам восточная Литургия. Музыкальный строй — древние григориан-ские хоралы.

Сообщество верующих зарубежных приходов довольно консервативно, не вызовет ли такое «новшество» возмущения?
—Такая практика не является новшеством для Зарубежной Церкви. Святитель Иоанн Шанхайский активно ратовал за создание общин с западным обрядом в Православных Церквях. И мы сейчас, обращаясь к наследию святителя, стремимся выполнить его советы. Мы предполагаем, что количество переходов в православие после появления православных приходов западного обряда возрастет во многих странах.

Каково Ваше личное впечатление от того, как происходит процесс воссоединения Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом? Все ли ожидания оправдались?
—В богослужебной практике Московского Патриархата, в приходской жизни в России есть моменты, которые не соответствуют нашему видению православной традиции. Например, совершение Крещения не полным погружением, а обливанием, проведение Исповеди во время Литургии, сокращение богослужебных текстов, взимание платы за требы мы считаем для себя недопустимым. Но прекрасно понимаем, что эти проблемы для Московского Патриархата — следствие объективных причин: нехватка священников, храмов, огромный приток новообращенных. Все это болезни роста, которые неизбежны. И мы надеемся, что эти болезни будут преодолены. Но важно понимать, что территория России не является канонической территорией Зарубежной Церкви, и мы здесь не можем даже советовать...

Есть мнение, что миссия нашей эмиграции за рубежом была в том, чтобы сохранить веру и русскую культуру, а после краха коммунистов вернуться домой. Поэтому современных эмигрантов многие упрекают за то, что возвращаться в Россию они и их потомки не спешат...
—Нельзя спрашивать с детей за обещания их родителей. Человек, попавший за рубеж до 11-12 лет или родившийся за рубежом, хочет он того или нет, становится иностранцем. Нужно принять как данность, что любая эмиграция — это потеря для страны. Два года я был настоятелем прихода в Лондоне и видел, как дети наших прихожан (при всех стараниях их русских родителей) на глазах превращались в англичан. И даже между собой начинали общаться по-английски. Именно поэтому мы сегодня говорим о том, что должны нести православие всему миру, вне зависимости от национального фактора.

Беседовала Анастасия Коскелло