«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 2, 2011 год

Пятая церковь



В преддверии храма

Худощавый мужчина в форменном кителе встречает нас, корреспондентов «ВЖ», у входа в ризницу храма.
Владимир Лотенков — архитектор, автор проекта воссозданной (пятой по счету) Макариевской церкви. Его предшественниками были известные архитекторы XIX века, первым из которых — А.Е.Штауберт. В дальнейшем храмовые интерьеры неоднократно перестраивались.
Владимир Лотенков рассказывает, что ныне он управляющий делами храма и в основном занят жизнью прихода. Богослужения здесь проводятся для сотрудников и студентов по особому расписанию. Лишь в Пасху открываются двери института, впуская в церковь всех желающих. Такая закрытость была свойственна домовому храму всегда: в Горном Кадетском корпусе, ведомственном учреждении, кадеты жили на казарменном положении. Со дня основания корпуса в 1773 году и до революции 1917 года все сотрудники и студенты носили форму Горного ведомства. В наше время, скорее по традиции, форма сохраняется.Владимир Лотенков прерывает свой рассказ, потому что в кабинете появляются молодые люди — певчие церковного хора. Все они студенты, на спевки собираются в свободное от учебы время.
Регент хора Виктория Ярова, невысокая женщина с подвижным лицом, рассказывает о себе и о том, как образовался хор в институте: «В церкви Макария Египетского я работаю недавно. До этого три года регентовала в Псковской области, где у меня сын служит диаконом. Я и сейчас часто туда езжу. Других регентов не устраивало отсутствие постоянного расписания служб здесь, а мне это даже удобно. Кроме того, я живу недалеко от Горного института. Однажды побывав в Макариевской церкви, я в нее влюбилась и захотела участвовать в церковной жизни. А когда выяснилось, что есть студенты, желающие петь, я без раздумий согласилась стать регентом. Сейчас мы проводим спевки, хотим, чтобы в церкви был студенческий хор. Активных участников у нас четверо: Анна Журкина, Дмитрий Тациенко, Юлия Брикез и Елена Сузева. На Литургию приглашаем певчих со стороны, так как ребятам пока трудно».
Виктория Ярова удаляется к своим ученикам, и в ризнице начинает звучать приглушенное пение. Мы с управляющим делами храма, чтобы не мешать, выходим в коридор. Там висят стенды с фотографиями домовой церкви в различные периоды истории. Старейшее изображение — гравюра 1873 года (ее подлинник хранится в библиотеке музея), где показана служба в честь столетия Горного института. Как разительно отличаются фотографии, сделанные в советское время! На одной из них — кинозал, в который была превращена церковь, на другой — спортивный зал с расчерченными линиями баскетбольной площадки.


Обращает на себя внимание современный фотоснимок, сделанный в престольный праздник 1 февраля 2010 года — день памяти преподобного Макария Египетского. В центре — настоятель храма протоиерей Владимир Сорокин; рядом с ним те, кто ему сослужил. Протоиерей Николай Голубев — бывший сотрудник института, сейчас он священник в церкви Покрова Божией Матери в деревне Рябово. Протоиерей Александр Дягилев окончил Горный институт в 1996 году, периодически служит в Макариевской церкви. Диакон Павел Парфенов — правнук выдающегося геолога, профессора Горного института Н.П.Барбот-де-Марни, служит в церкви Казанской Божией Матери в Тосно. Священник Макарий Алатало — настоятель храма Покрова Божией Матери в городе Лаппеенранта в Финляндии, он учился в Горном институте в 1980х годах. «Как видите, мы стараемся поддерживать отношения со всеми священниками — выпускниками нашего института»,— говорит Владимир Лотенков.
Во время беседы к нам подошла девушка, настолько юная, что сначала показалось, будто это студентка, опоздавшая на репетицию хора. Когда же мы разговорились, оказалось, что Юлия Шубина в этом году окончила Горный институт и теперь работает в его методическом отделе.
«Меня крестили в детстве в Ростовской области, но это был скорее формальный момент,— рассказывает она.— По-настоящему вера в Бога открылась мне только в Горном институте. Был отрыв от родителей, студенчество, самостоятельность, и тогда я серьезно начала задумываться о смысле жизни. Это произошло во многом благодаря Владимиру Ивановичу, который нас, молодых, направляет, дает читать религиозную литературу».
Выразив надежду, что со временем, помимо студентов, появятся и верующие преподаватели, Юлия Шубина уходит. А мы с Владимиром Лотенковым открываем двери в храм.



Былое и нынешнее

Каждый из архитекторов церкви преподобного Макария Египетского внес свою лепту в ее облик. В 1806–1811 годах А.Н.Воронихин, перестраивая Горный Кадетский корпус, построил новую домовую церковь. В 1828 году А.И.Постников увеличил площадь храма (до этого в нем могла расположиться только рота кадетов). Последняя перестройка под руководством архитектора В.Е.Стуккея была вызвана пожаром 1864 года, когда прогорел потолок в алтарной части.
После того как в 1918 году церковь закрыли, она понесла невосполнимые потери. Особенно обидна утрата запрестольного малахитового креста, подарок императора Александра I.Интерьер храма был уничтожен полностью, и лишь ту малую часть убранства, которая оказалась в музее Горного института, удалось спасти. Многие образа и утварь были переданы в Государственный музейный фонд.
В июле 1998 года по инициативе ректора Горного института профессора В.С.Литвиненко, Попечительского совета храма митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир благословил восстановление домового храма. В сентябре 2001 года начались строительные работы, а в феврале 2002 года строительную площадку освятил протоиерей Владимир Сорокин. Единственная историческая деталь, которая осталась от прежней церкви, это плафон паникадила, все остальное восстановили заново, основываясь на архивных документах и натурном изучении памятника по состоянию на 1867 год.
В январе 2004 года протоиерей Виктор Московский перед установкой освятил кресты и колокола церкви. В праздник рождества Иоанна Предтечи (7 июля 2004 года) церковь преподобного Макария Египетского была освящена Патриархом Алексием II в сослужении митрополита Владимира и других священнослужителей.
После воссоздания в церкви появилось много нового, но, как и прежде, стоят в киотах две дивные наборные иконы «Преображение Господне» и «Воскресение Христа Спасителя», выполненные в 1826 году в Златоусте на заказ. Они изготовлены в смешанной технике живописи с использованием полудрагоценных и драгоценных камней, серебра и золотых самородков. Украшения для икон были собраны инженерами — выпускниками Горного Кадетского Корпуса. Оба образа требуют реставрации, для этого нужны специалисты высочайшего уровня, которых, к сожалению, найти пока не удается.В западной части храма меж двух мраморных колонн заботами протоиерея Владимира Сорокина установлен помянник, то есть «Книга памяти» с электронной базой данных о тех, кто трудился в Горном институте, учил, учился и учится по сегодняшний день. Сейчас в базе «Книги памяти» более 8000 человек.Чтят в приходе и тех, чья финансовая помощь способствовала воссозданию церкви. На стене парадной лестницы висит доска с именами благотворителей. Их поминают во время богослужений, которые раз в неделю служит протоиерей Владимир Сорокин.



По-прежнему молода

Мы с Владимиром Лотенковым возвращаемся в ризницу, когда спевка уже закончилась. С одним из певчих, Дмитрием Тациенко, у нас завязывается разговор.
«Я учусь на III курсе,— говорит он.— В храме у нас убирают студентки, а ребята помогают батюшке в алтаре во время службы. В прошлом году два алтарника окончили институт (один из них поступил в Московскую семинарию), так что я остался за старшего. Мне помогает другой алтарник, Евгений Иванов, он также звонарь... Семья у меня православная. Мама стала сестрой милосердия, а отец — главный энергетик в храме Иверской иконы Божией Матери в Веселом Поселке. Я в том же храме штатный псаломщик».
Дмитрий — еще и администратор неофициального сайта церкви преподобного Макария Египетского (www.makary-egipet.orthodox.ru). Там можно узнать о богослужениях, лекциях и паломнических поездках по храмам и монастырям для студентов. Информация о храме есть и на официальном сайте Горного института (www.spmi.ru).
Глядя на студентов, на их молодые лица, живые глаза, представляешь, что так здесь было всегда. И, скажем, век XVIII мало чем отличается от нашего времени. Поменялись только внешние детали, краски, но суть осталась неизменной. И сама церковь преподобного Макария Египетского, хоть ей и более двухсот лет, все также молода...

Дмитрий Тарасов