«Экологически чистый, экотехнологии, экопоселение», — постоянно слышим мы вокруг. В мире сформировалась «экомода» на все чистое, природное, близкое к матушке-земле. Сегодня в мировой индустрии туризма одним из наиболее быстрорастущих секторов является экотуризм — отдых, не наносящий ущерба природе, а содействующий ее охране. Возможен ли экотуризм в церковной среде?
От Африки до Ленобласти
Прошли те времена, когда отдыхающие хотели получать удовольствия, не думая о возможных последствиях для природы. В живописных уголках мира строились гостиничные центры, для чего вырубались леса, создавалась инфраструктура, наносящая урон окружающей среде. Все это сегодня считается не столь прогрессивным. Сейчас туриста тянет к экзотике, например, поехать в далекую африканскую деревушку, где местные жители никогда не видели электрического чайника. Или в Абхазию на пасеку, чтобы через стеклянную стенку специально оборудованного пчелиного домика увидеть, как устроена жизнь в улье, поучаствовать в мастер-классе по определению качественного меда и, конечно, купить его. И туристы довольны, и производители не в накладе.
Наряду с экотуризмом встречается понятие агротуризм — путешествие с целью знакомства с сельскохозяйственным производством и приобретения экологически чистых продуктов. Горожане хотят получить опыт работы на земле, прикоснуться к выращиванию и переработке продуктов, которые привыкли видеть в упакованном виде на полках магазинов. Однажды авторам довелось поучаствовать в заготовке сена на зиму в Покрово-Тервеническом женском монастыре Ленинградской области. Это была незабываемая неделя на поле с вилами в руках. Для городского жителя необычным казалось все: процесс сбора сена, жизнь в простых деревенских условиях, сельская работа рядом с монахинями и чудная природа вокруг. Пользуясь современными терминами, можно назвать этот опыт агротуризмом с религиозным уклоном.
Монастыри как экоресурс
Раз растет спрос на экотуры, значит, появляются новые предложения: страусиные фермы, экопоселения, туры по поморским деревушкам Белого моря... Экотуристический потенциал России огромен. И монастырские хозяйства обладают немалыми возможностями для развития эко- и агротуризма. Обычно монастыри расположены в живописных местах, следуют распорядку дня, приближенному к сельскому: ранний подъем, простой труд, простая еда. Приезжающие в обитель паломники и трудники, получая духовную пищу, могут чувствовать себя и экотуристами. Известны примеры, когда верующие горожане уезжали в глубинку, где сохранилась почти девственная природа, и жили там, помогая возрождающемуся приходу. Например, храм в карельском селе Колодозеро восстанавливали москвичи, которые в поисках странных и диких мест добрались до Заонежья и влюбились в него. Другое облюбованное уставшими от мегаполиса христианами место — храм Рождества Христова в селе Каменники Ивановской области, которое многие знают по фотоработам московских православных фотографов.Впрочем, чтобы пообщаться с матушкой-землей и помолиться, можно не ехать далеко: загородное хозяйство Успенского подворья Оптиной пустыни расположено всего в ста километрах от Петербурга, в поселке Сосновый бор, на берегу озера Краснофлотское. Загородное хозяйство было задумано как место, куда от городской суеты могли бы приехать люди с городского подворья: монахи, работники, прихожане. Теперь сюда приезжает и множество других людей — потрудничать, получить новые впечатления, включиться в совершенно другую по ритму жизнь, отдохнуть. Их привлекают лес и озеро, простор и свежий воздух, а также разнообразная деятельность хозяйства: молочное производство, животноводство, выращивание садовых и огородных культур, страусиная ферма, пасека. Если появляется на фоне этого природного великолепия желание сходить в церковь — пожалуйста, здесь построено два храма.В загородном хозяйстве нет излишней роскоши, но все спроектировано для комфортного отдыха. Сейчас заканчивается ремонт в гостинице, которая сможет принимать гостей круглый год; в сельском хозяйстве используется современная техника и современные технологии (безусловно, экотехнологии!). Для верующих людей будет радостью помолиться вместе с насельниками, пообщаться с настоятелем Успенского подворья Оптиной пустыни игуменом Ростиславом (Якубовским). Но не все, приезжающие сюда, являются воцерковленными христианами. Например, этим летом здесь жили и тренировались спортсмены.—Совместный труд, совместная молитва — все это объединяет людей и способствует отдыху,— уверен игумен Ростислав.— Раньше сельскохозяйственная деятельность была способом существования монастырей, ведь питались монахи от земли. Сейчас есть монастыри, которые живут исключительно на пожертвования. Мы выбрали другой путь: производим и продаем экологически чистую продукцию, предоставляем возможность желающим и поработать, и отдохнуть. Часто люди к нам приезжают посмотреть наших разнообразных животных, попробовать и купить продукцию, а для нас это повод познакомиться, пообщаться и, может быть, сказать что-то важное.
Хочется жить и дышать
Исторически складывалось так, что люди, ищущие святой жизни, бежали из города в глухомань. Монастыри издревле строи-лись на островах, на суровом севере или палящем юге. А сегодня создаются специальные «православные поселения с инфраструктурой» вдали от городской суеты. Например, идея создания в Калужской области поселка Спасово, как можно прочитать на его интернет-сайте, была продиктована «жаждой вырваться из асфальтированных пустынь на землю, в собственный дом, где есть возможность заняться натуральным хозяйством, а самое главное — собственной душой». Но все-таки насколько сильна связь жизни «на земле» с возрастанием в духе?—Я жил в Москве, там треть жизни тратишь на передвижение по городу, он словно поглощает твое время,— рассказывает специалист по гостеприимству загородного подворья Петр Малышев.— Здесь я уже пять лет, здесь совсем другое временное измерение, более спокойная жизнь, хотя и трудов хватает.—Не думаю, что приближение к земле приближает к Богу,— считает отец Ростислав.— Скорее это помогает отдохнуть, получить положительные впечатления. Конечно, можно прийти к Богу через созерцание природы и восхваление Творца, но я считаю, что это косвенный путь. Прямой — через чтение Священного Писания и молитву. Можно, конечно, и в городе духовно возрастать, но природа создает благоприятную почву для этого, ведь в мегаполисе очень трудно остаться наедине с самим собой. На природе появляется время подумать, в том числе и о Боге...Когда загородное подворье только строилось, хлопот и трудов было гораздо больше, чем результатов. Авторы помнят, как лет семь назад помогали обрабатывать полузапущенные грядочки клубники, расположенные на маленьком «пятачке». Зато сейчас можно говорить о реальной пользе от хозяйства: этим летом с двух гектаров клубники собрали больше тонны!Сегодня экопроизводство на загородном подворье приносит финансовый доход подворью городскому. Бизнес, скажете вы? Да, и бизнес созидательный. На полдороге от города до загородного подворья не так давно открылась еще одна страусиная ферма, где тоже устраивают экскурсии, продают продукцию фермы. В чем же отличие этих двух мест? Только ли в бесплатном входе на монастырское хозяйство и экскурсиях за пожертвование, а не за фиксированную плату? Трудно объяснить... Почему на загородное подворье хочется приезжать снова и снова? Почему «прикипают» к нему люди на долгие годы? Как и в других монастырских поселениях, на берегу озера Краснофлотское ощущается удивительная гармония, связанная с тем, что здесь люди молятся, выстраивая свои отношения с Богом. Попадая в это место даже просто туристом или покупателем, чувствуешь, как легкие расправляются, хочется и дышать, и жить глубже.
Ирина Левина, Анна Ершова