«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 10, 2011 год

От нации к империи


Межнациональная тема в последнее время стала одной из самых острых, противоречивых и сложных. Газеты информируют нас о многочисленных конфликтах между представителями «коренного населения» и «приезжими». Электронные СМИ полны слухов о преследовании русских в местах компактного проживания национальных меньшинств. В связи с этим рождаются радикальные решения: «взять и отделиться!» Все эти факты — проявление кризиса гражданского самосознания, который переживает наше общество. О природе межнациональных конфликтов и возможных путях их преодоления мы говорим с ведущим научным сотрудником Социологического института РАН, кандидатом исторических наук, доктором культурологии Светланой Лурье.



— Светлана Владимировна, то обострение межнациональных отношений, о котором мы слышим в последнее время, это действительно важный социальный процесс или, как считают многие, игра СМИ, заинтересованных в дестабилизации ситуации в российском обществе?

—Скорее это игра СМИ. Я несколько лет провожу опросы о межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге и вижу, что межнациональные отношения смягчаются. Более того, появляется в массовом порядке невиданная ранее вещь — интерес к чужой культуре. Это присуще молодому поколению. Данные социологических исследований показывают, что уходят в прошлое такие аспекты межнациональных отношений как ассимиляция, ностальгия по СССР, осознание народов бывшего СССР как своих, однако при этом остается готовность им помочь вплоть до применения вооруженной силы.Терпимость к приезжим усиливается, а не убывает. Растет к ним интерес, как и интерес к культуре своей и чужой. По-прежнему люди хотят, чтобы их дети дружили с детьми других национальностей, и по-прежнему очень мало желающих жить только среди русских. Как и прежде, люди ностальгически вспоминают о дружбе народов, даже молодежь большей частью в нее верит. А вот в миссию России верят все меньше и меньше.

— Самый популярный сейчас в России вопрос, кто виноват (виноваты) в обострении ситуации?
—Безусловно, в этом виноваты СМИ, более всего ценящие в жизни сенсационность и скандальность. Это типичное поведение СМИ, попытка создать атмосферу скандала и катастрофы, чтобы затем получать экономическую выгоду.

— Играет ли в межнациональном конфликте какую-то серьезную роль религиозный фактор (исламский, православный)?
—Православный фактор никакой роли не играет, так как поведение православных в быту не очень отличается от поведения других носителей русской культуры. Мусульманский фактор — тоже пока нет. Но в будущем может играть деструктивную роль. Это, например, может быть связано с ростом популярности экстремистских мусульманских сект, влияние которых уже сейчас очень велико на Северном Кавказе.

— Как Вы относитесь к этой форме культурно-политического мировоззрения?
—Это зависит от народа. Народ, строящий национальное государство, нуждается в определенной толике здорового национализма. Русские — нет: русские — имперский народ, за 20 с лишним лет он не смог породить нормального национализма, все рожает каких-то монстров. Не надо себя зря мучить. Русский народ должен заняться возрождением империи, в этом его призвание.

— Существует ли вообще хороший национализм?
—Он есть в государствах-нациях, есть в Западной Европе, но не у нас. Я лично национализму в нациях-государствах сочувствую, поскольку это элемент государственного строительства. В России же подобного я видеть не хочу, поскольку, во-первых, страна многонациональная, и развитие национализма среди русских ли, среди инородцев ли приведет к конфликту и не будет способствовать государственному строительству. Во-вторых, как я уже говорила, русские — имперский народ, то есть народ, не сконцентрированный на себе, а призванный выполнять миссию и распространять ее на другие народы. Только в этом случае русский народ будет счастлив. При развитии национализма это невозможно.

— Совместим ли национализм с христианскими ценностями?
—Зависит от народа-носителя. В России не совместим, получается уродство.

— Каким должно быть самое адекватное отношение к «приезжим» на частном уровне?
—Как к обычным людям, по-своему несчастным, ведь они покинули свою родину не от хорошей жизни. Так что они заслуживают сочувствия.

— Современные межнациональные проблемы России уникальны или типичны?
— Уникальны, поскольку Россию населяет имперский народ, причем к имперскому народу относятся не только русские, но и некоторые представители народов бывшего СССР, которые были воспитаны в имперской культуре. Эти люди выросли в СССР, который я в целом не люблю, так как не переношу коммунизма. Но он породил уникальный феномен — дружбу народов, она действительно была реальной. Также именно в советский период появилось понятие «советский человек», который должен быть впереди планеты всей. Это вклад советской культуры в Российское имперское здание.

— Опыт какой страны может помочь России преодолеть возникшие межнациональные проблемы?
—Боюсь, что никакой, нам придется выпутываться самостоятельно.

— Какой способ отношения к мигрантам и миграции лучше всего выбрать российскому государству? Толерантной Европы, малолиберального Китая или другой?
—Мне кажется, самой удачной политикой к национальным меньшинствам была бы политика ассимиляции.

— Может ли РПЦ позитивно участвовать в разрешении обозначенных проблем?
—Русская Православная Церковь может и должна участвовать в государственном строительстве. Она это отчасти уже делает. Хотя, конечно, можно желать большего соработничества Церкви на этом сложном поприще.

— Не могли бы Вы описать оптимистичный и пессимистичный вариант развития межнациональной ситуации в России.
—В пессимистический сценарий не верю. Считаю, что ничто за него (кроме СМИ) не говорит. Оптимистический сценарий — возрождение дружбы народов — нашего ценнейшего приобретения. Верю, что это возможно.

Священник Константин Костромин, клирик Свято-Исидоровский церкви, кандидат исторических наук, кандидат богословских наук, преподаватель СПбПДАиС:
—Как Вы оцениваете межнациональные отношения в современной России и мире?
—Не могу сказать, что в межнациональных отношениях нет проблем, но до беды, я думаю, еще далеко. Пока в основу цивилизации будут класть условности демократии и толерантности в ущерб национальным культурам, вопросы межнациональных отношений не будут решены. Решить их можно, только отказавшись от создания глобального мира, позволив каждому народу жить так, как он считает нужным в пределах своих границ. Тогда и глобальная проблема взаимоотношения этносов станет кучкой локальных проблем, часть из которых решится сама собой.

— Какова роль Церкви в создании межнационального мира в обществе?
—Церковь по определению — межнацио-нальный организм. Она призвана гасить конфликты, чтобы не разделиться самой в себе! Церковь по определению не находится на стороне враждующих, она выше мелких земных ссор. Церковь призвана призывать к любви, поскольку Бог — Любовь!

— Как Вы считаете, бывает хороший национализм?
—Бывает. Он называется патриотизмом.

Леонид Ланда, старший научный сотрудник Государственного музея истории религии, эксперт в вопросах межнациональных и межрелигиозных конфликтов:
—Как Вы оцениваете межнациональные отношения в современной России и мире?
—Мне кажется, что межнациональные отношения в России весьма сложные. Причем мы наблюдаем процесс обострения этих взаимоотношений: люди стали очень четко разделять окружающих по национальному признаку. Для преодоления кризиса мы должны больше общаться, научиться уважать друг друга. Не надо забывать, что мы не чужие. Кавказские республики — не русские колонии, а часть России.

Какова роль Церкви в создании межнационального мира в обществе?
—Роль Церкви очень важна, на мой взгляд. Если бы православие стало больше влиять на российское общество, это, безусловно, привело бы к нормализации межнациональных отношений. Сегодня русские несравненно менее религиозны, чем, например, выходцы с Северного Кавказа. А ведь русские и русская культура государство-образующие! Относительная нерелигиозность русского населения (а также татар, евреев, мордвы и пр.) рождает определенное непонимание среди кавказских мусульман.

Как Вы считаете, бывает хороший национализм?
—Хороший национализм — это прежде всего любовь к своим соплеменникам, а не ненависть к чужакам.

Беседовал диакон Алексей Волчков