«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 1, 2011 год

Самые настоящие иконы



Ростислав Мартинович, почему Вы набираете детей в группу именно с четырех лет?
—Именно в раннем детстве ребенку открыта благодать, ему дается дар от Бога, который нужно развивать, иначе он исчезнет. Когда ко мне приводят детей 10 — 12 лет, я, конечно, беру их, но говорю, что я не волшебник и вернуть то, что ушло, не смогу.

Икону должен писать верующий, молящийся человек. Может ли у несмышленого малыша получиться что-то серьезное?
—Конечно, ведь параллельно с работой над иконой происходит и воцерковление ребенка. Дети изучают жития святых, беседуют со священником, им дается задание найти эту икону в храме. Вообще, детские иконы очень благодатны, дети более открыты Господу, чем взрослые. Детские иконы — настоящие, перед ними можно и даже нужно молиться.

Кем становятся ваши ученики? Иконопись остается для них только хобби или превращается в профессию?
—Не так часто, но мы получаем настоящие заказы, среди них иконы для храма святого Пантелеимона в поселке Ганино, росписи в Константино-Еленинском монастыре в поселке Ленинское и в храме Пантелеимона в Царском Селе. А ученики старшей группы писали иконы для многих храмов и подворий. Но практически для всех их иконопись остается второстепенной профессией, потому что нужно ведь зарабатывать на жизнь, а серьезных заказов немного.



Программа обучения

в «Святогорье» делится на шесть этапов, продолжительностью один год каждый. На первом этапе дети 4 — 5 лет обучаются навыкам рисунка, основам цветоведения и цветной графики. Первым заданием традиционно становится изображение символов евангелистов: быка, льва, птицы, ангела. Эти символы дети не просто рисуют, они создают мысленный образ, складывая наблюдения из жизни и воображение.
На втором этапе дети 6 — 7 лет обучаются классификации образов и событий с помощью анализа сказок. Сначала — слово, а потом — изображение, но второе не является иллюстрацией первого, слово и изображение равноценны, как в иконном пространстве. На этом этапе дети обучаются принципам построения сюжетной многофигурной композиции, разномасштабности изображения с использованием обратной перспективы. Впервые в изображениях появляются архитектура и пейзаж.
На третьем этапе детям 8 — 10 лет предлагается писать житие святого. Опять все начинается со слова: после чтения ребята излагают свое понимание жития. Этот период обучения проходит при поддержке священника, который помогает понять детям духовный подвиг святого. Главной задачей на этом этапе становится изображение двух планов: горнего (духовный подвиг святого) и дольнего (земной путь, приход к горнему в этом мире). Здесь вводится еще одна категория — канон. Поскольку изображается святой, авторское понимание и переживание необходимо облечь в форму, установленную соборно. Возникает понимание изобразительного опыта как опыта духовного.
На четвертом этапе дети 8 — 12 лет, уже работая над иконой, обучаются изображению пластики тела. В этот период они осваивают работу с санкирью (это первый слой, которым прокрывают «личные части» изображения), растирают краски на основе яичной темперы, наносят на доски левкас (грунт). Одновременно происходит изучение строения головы и лица и их изображения в сферическом пространстве иконы, осмысление разницы между лицом и ликом, между человеком и личностью. Здесь глубоко и серьезно обсуждается тема преображенной плоти, существующей в пространстве времени нетварного света. Все, что было до этого познано о свете, реализуется в моделировании сферического пространства как Горнего.
На пятом этапе детям 12 — 15 лет предлагается работать над праздничным рядом иконостаса. Ребята знакомятся с иконографией двунадесятых праздников, выбирают «свою» икону, а затем выполняют ее на доске, подготовленной с использованием всех навыков, полученных ранее. Пятый этап не является завершающим, ведь окончательная цель школы (шестой этап) — создание коллектива иконописцев‑единомышленников, которые, опираясь на святоотеческое богословие и отстаивая чистоту канонического образа, смогли бы искать новые формы выражения полноты присутствия на земле живого Воплощенного Слова.

Александра Ершова