Радость научного открытия
Янина Батищева, научный сотрудник Института прикладной математики им. М.В.Келдыша РАН, кандидат физико-математических наук
Я верю во Христа с детства. И верю, что Господь призывает каждого человека к чему-то, осуществляет это призвание через обстоятельства жизни. Это не обязательно пение и чтение в храме (хотя и такое возможно), а повсюду в жизни. К любому доброму делу человек может быть призван: строить, готовить пищу, учить, лечить, писать повести, исполнять музыку... что угодно, любое доброе направление человеческой деятельности может стать призванием от Христа.Призвание — это не нечто статическое, в разные периоды жизни оно может проявляться различно: растить ребенка, быть у постели больной матери, расписывать алтарь храма... Это явление глубоко индивидуальное, трудно говорить о нем обобщенно...
Уже в младших классах я знала, что хочу заниматься научными исследованиями в области физики и биологии. Правда, в первом классе после торжественно проведенного Дня учителя я пару недель хотела быть учительницей, так как мне казалось, что жизнь учителей — сплошной праздник. Но школьные будни быстро развеяли это впечатление.В отношении физики и биологии у меня была мечта — совместить два направления в своей будущей профессии. В старших классах школы я раздумывала, куда мне подавать документы, на биофак или на физфак. Не могу сказать, что я как-то особенно молилась... Но именно тогда мне на глаза попался буклет Физтеха, и я узнала, что существует факультет физико-химической биологии (сейчас его название изменилось, теперь это факультет молекулярной и биологической физики МФТИ). После окончания школы я туда и поступила.
Учиться было очень интересно, я с благодарностью вспоминаю своих преподавателей. Познание приносило мне радость. И у меня было ощущение того, что я нахожусь на своем месте. Никаких конфликтов в отношении веры и науки я никогда не испытывала, хотя, конечно, дискуссии на эту тему с другими людьми вести приходилось неоднократно.Был такой момент: мне пришлось перейти с экспериментальной кафедры, где ситуация не соответствовала моим ожиданиям (что было связано с общим плачевным положением в экспериментальной науке) на другую кафедру. К счастью, этот момент совпал с моим увлечением математической биофизикой, и меня взяли на кафедру математической физики. Задачи, над которыми я работала, меня увлекли, и я никогда не жалела об этом переходе. Именно на этой кафедре Христос даровал мне радость научного открытия, которую трудно с чем-либо сравнить.Я благодарна Богу, что все так получилось, и, конечно, благодарна моим учителям.
Лечу руками и словом...
Александр Кириллов, специалист по массажу
Прежде чем приблизится к пониманию православного христианства, я нахватался отрывочных сведений о разных эзотерических культах. При этом увлекался изучением русского язычества, в культурном его понимании. О Библии много слышал, но взял ее почитать только лет в 16. С интересом полистал, нашел несколько мудрых мыслей, но пленила не столько мудрость, сколько сила сказанного, причем сказанного без всяких мистических уловок — просто и доступно. Однако поверить, что Христос существует на самом деле, я был не готов. Шел к этому еще много лет.
А на выбор профессии повлияла моя бабушка. Она была фельдшером и говорила, что у меня хорошие руки, надо в медицину идти. Я поступил в медицинское училище. Правда, в государственной медицине я быстро разочаровался, когда увидел больничную жизнь изнутри... Но, как теперь понимаю, по Божию промыслу попал в личное обучение к врачу, которому нужны были толковые ученики. Он занимался массажем, мануальной терапией, травами и т.п. Но главное — научил меня правильно мыслить, обдумывать каждый клинический случай, а не просто действовать по схеме. В этой профессии соединились все мои представления о том, какой должна быть работа и что надо сделать, чтобы она стала призванием. Несмотря на тогдашние мои мистические увлечения, к лечению я относился серьезно.
Пациенты часто сами заговаривают об энергетике, но я никогда не поддерживаю таких бесед, избегаю терминов типа аура, чакры, астрал. Именно православие научило меня смирению (вместо центрирования своего я), пониманию, что все в руках Божиих. Потому и к немощам, и к помощи, которую я могу оказать, стараюсь относиться по-христиански. Правда, иногда тяга к тщеславию фокусирует меня на каком-то успехе в лечении, и я начинаю внутренне гордиться. Тогда приходит наставление свыше: начинаю чувствовать, что потерял способность помогать массажем, делаю все так же, а эффекта нет. Приходится снова смиряться и просить помощи Божией. Так и балансирую.
А еще в моей профессии есть другое серьезное искушение: среди пациентов немало молодых женщин. Но я сразу четко для себя разграничил работу и личную жизнь, и помог мне в этом, как это не парадоксально звучит, тот самый цинизм, в котором часто упрекают медиков. Но и в нем надо знать меру. Когда человек доверяет мне свое самочувствие, свое здоровье, то я и взаимодействую с этим, без каких-либо личностных оценок и связей.
Немалую роль в лечении массажем (и вообще в лечении) имеет беседа. Вот тут и разворачивается порою битва за правильное мышление, правильное отношение не только к своему здоровью, но и к жизни. Иногда даже удается человека направить к духовным источникам истины. Где-то на своем примере, где-то на примерах из истории нашего государства или с помощью евангельских притч.
Когда иду к кому-нибудь, чтобы сделать массаж, молюсь, чтобы Бог помог человеку через меня, через мои руки. Это помогает и мне от искушений уберечься, и, насколько возможно, людям облегчить жизнь. Так уж сложилось, что я редко обращаюсь к святым, которые способствуют в лечебном деле, только когда иконка перед глазами. Обычно обращаюсь ко Христу Спасителю, ибо Он главный Врачеватель.
Каждое занятие-маленькая жизнь
Ольга Вольфцун, преподаватель иностранных языков
Когда-то Пенни Ур (один из известнейших специалистов по методике преподавания английского языка), отвечая на вопрос молодых коллег, считает ли она себя прирожденным учителем, к изумлению последних сказала «нет». Последовавший шквал недоуменных вопросов «почему» заставил ее пояснить мысль, объяснение было очень простым, но одновременно очень сложным. «Потому,— сказала Пенни,— что я никогда не стремилась учить людей, никогда не думала, что могу это делать. Просто однажды я должна была начать и поняла, что это именно то, что я могу и должна делать».
Я никогда не собиралась стать учителем, в моей семье никогда не было преподавателей. Однако именно преподавание стало тем делом, которое захватило меня целиком. Я просто однажды «начала и поняла, что именно это я могу и должна делать». Я начала преподавать язык достаточно случайно: студенткой-вечерницей искала работу днем и хотела поддержать уровень своего языка. Моими первыми учениками были двое очаровательных детей — испуганные пятилетние мальчик и девочка, которые стеснялись чужих и боялись остаться с незнакомой тетенькой. Но время шло, и сейчас они взрослые, с университетскими дипломами, свободно говорящие на том языке, основы которого мы постигали вместе. Я горжусь успехами моих учеников, хотя я только посредник между ними и теми знаниями, которые они получают. За первыми учениками последовали другие, я начала работать со взрослыми, что оказалось еще сложнее, чем с детьми. Ведь ребенок — мягкая глина, любовь и терпение помогает придать ему ту форму, которая задумана не нами, и наполнить ее знаниями и умениями, которые нужны ему для достойной жизни. А взрослые, к сожалению, зачастую бывают искореженными сосудами, разбитыми чужой грубостью и невниманием, обремененными комплексами и страхами. Казалось бы, какое дело преподавателю иностранного языка до страхов и негативного опыта тех, кого он обучает? Но я вижу цель своей работы в том, чтобы сделать моих учеников свободными. Научить их слушать и понимать, говорить и просить, примиряться и требовать. Почему это так важно? Потому что человеку дано право выбора, право и обязанность жить среди людей и для людей, а значит понимать их — одно из важнейших умений.
Безусловно, для преподавателя важно быть профессионалом, глубоко знать свой предмет и постоянно совершенствоваться, быть открытым к новым знаниям. Но не менее важно любить тех людей, с которыми ты работаешь, понимать их нужды, уважать их мнение. А это бывает гораздо труднее, чем учиться самому. Тем не менее, нет более благодарной работы, чем эта. Ведь каждое совместно пройденное препятствие, каждый, даже самый маленький, успех ученика приносит преподавателю-человеку радость, а трудности бросают вызов преподавателю-профессионалу, заставляют учиться, придумывать новые способы передать то, что знаешь сам.
Работа преподавателя, как само течение времени, постоянно изменяется: иногда она приносит радость, иногда печаль, иногда захватывает, а порой заставляет украдкой зевать. Но время бежит, и не в силах человека остановить его. А каждое занятие — маленькая жизнь, которую в моих силах прожить так, чтобы принести радость и пользу.
Бригадирский минимум
Игорь Крузин, руководитель эксплутационного отдела ландшафтного ателье «Сакура»
Наши заказчики по большей части люди неверующие. Поэтому, ухаживая за садом, я сначала стремился намекнуть им о некой первозданной реальности, создать благотворный душевный настрой, в общем, ненароком привить высокую духовность. Слава Богу, такое отношение к зеленому хозяйству, какое культивировалось в средневековых монастырях, я довольно быстро отбросил. Ведь самый прекрасный сад рано или поздно истлеет. Не стоит так высоко ценить труд своих рук. Я стал относиться к работе проще, меньше обращал внимания на придуманную мной мистику.
У меня в подчинении довольно много людей: опытные садовники и студенты, мужчины и женщины, постоянные работники и временные. Читая записки Силуана Афонского, я обратил внимание, как много и постоянно он молился о монастырских трудниках, и начал ему подражать в этом. Молюсь о том, чтобы мои ребята без приключений добрались до объекта, чтобы не получили производственную травму, чтобы не ленились. А еще всегда прошу, чтоб они не ругались между собой. Часто бывает, что два работника терпеть друг друга не могут, а разделить их нельзя, потому что одному квалификации не хватает, другому — физической силы. И вот, представьте себе, спрашиваю их вечером: «Ну, как вам вместе работалось?» и получаю ответ: «Да вроде ничего». Значит, Господь услышал.
Проверку моей вере часто устраивают заказчики, когда не торопятся оплачивать труд бригады. Нет мастера, который бы выполнил работу без недостатков, но настоящий мастер никогда не отказывается эти недостатки исправить. Я, конечно, стараюсь заказчиков не осуждать и в препирательства обычно не вступаю. По какой причине они не платят, я не знаю, мне вообще, как правило, не много известно о роде их занятий, об источнике заработка. Но обида все равно подступает: «Как же так? Мы на совесть делаем, а они...» И вот когда заказчик подходит, благодарит за работу, извиняется, что оплату задержал, тогда уже приходит покаяние: плохо о человеке подумал. Молись, молись, молись... Обращение к Богу в молитве все конфликтные ситуации разрешает: становишься более внимательным к себе и менее требовательным к другим.
В Евангелии о начальниках сказано: «Кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10, 44). Рабом не всегда получается быть, но, мне кажется, ненадменное отношение к подчиненным — уже немало. Когда я даю задание новичку, стараюсь ему показать, как это задание выполнять: пройду пробную полосу газонокосилкой, подстригу кустик, почищу дерево от желтых листьев. Иногда и наказывать приходится нерадивых работников, но это обратная сторона начальствования: ведь из-за одного человека фирма может потерять важный объект, а его товарищи — зарплату. В любом случае, в отношениях с людьми надо пытаться быть человеком. Это тот минимум, без которого невозможно достичь максимума христианского идеала.