«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 6, 2010 год

ТРУДНЫЕ ПРИХОЖАНЕ

Взрослые люди, бабушки, дети и молодежь — таков привычный состав церковной общины. Куда исчезают подростки? Воскресные школы они обычно заканчивают к 12-13 годам, а досуговых программ для этого возраста при храмах весьма мало. Складывается впечатление, что подростки никому не нужны. Так в один из самых сложных периодов жизни они остаются одни. Что может Церковь им предложить?

«Переходный возраст», «возраст второй перерезки пуповины» — так называют подростковый период в психологической литературе. Он в чем-то повторяет кризис трех лет «я сам», но на другом уровне: подросток стремится отделиться от всего «родительского» (в том числе и веры), ищет «свое». Начинается подростковый период в 11-12 лет и длится в среднем до 16-17. Детям в этом возрасте свойственны противоположные желания и мысли (амбивалентность психики). Они сами порой не могут понять, чего хотят. Например, потребность в верном друге сочетается с частой сменой друзей. Показная самостоятельность и желание доказать, что только он один понимает, что к чему, сочетаются с неуверенностью в себе, легко возникающей зависимостью от авторитетов и кумиров. Потребность в оригинальности соседствует с желанием быть такими, как все в определенной молодежной группе. Подростка раздирают переживания, с которыми ему трудно справиться, его словно бросает из крайности в крайность, чтобы в итоге он смог обрести себя. За маской наглости и уверенности часто прячется несчастный и потерянный ребенок. Временами подростки чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить все и всех. Некоторым приходят в голову мысли о самоубийстве.

Подростковый возраст — время первой любви и романтических переживаний, первых разочарований в друзьях и возлюбленных, время, когда все становятся немножко поэтами и писателями. И те «секретики», которые в 4-5 лет прятали во дворе, теперь прячут на страницах дневников. Становится непоправимой трагедией, если кто-то (а особенно родители) без спроса прочитает их. Уважение и признание равенства со взрослыми — вот главное, чего хотят и требуют подростки. У них зарождается так называемое «чувство взрослости» — желание иметь права, самому решать и определять свою жизнь, выбирать будущее, принимать решения. Реального основания и способностей быть взрослым в полной мере, конечно, у подростка еще нет, но эта потребность формируется, увлекая его за собой.


Стреляные воробьи и церковная мякина

Переходный возраст словно разворачивает подростка к самому себе, учит его ориентироваться в буре собственных чувств и желаний, побуждает к отделению от всего «родительского» и ведет к обретению собственного «я». Это сложное время является непонятным, иногда шокирующим для родителей, которые успели позабыть свой подростковый возраст...

Что же происходит с ребенком в Церкви? Мамы не узнают еще вчера таких послушных мальчиков и девочек, которых можно было взять за ручку и привести, куда родители считают нужным. Все авторитеты сбрасываются с пьедесталов и подвергаются переоценке. Все надо испытать. Подобной проверке подвергается и Церковь, и даже Сам Господь, вернее — внушенные родителями представления о Нем. «Любая ложь, лицемерие, насилие нормальным подростком (не деструктивно развивающимся) отвергаются. И, к сожалению, в число этих дутых авторитетов попадает наш сегодняшний вариант приходской жизни. Поэтому мы видим молодежь, пришедшую в Церковь по собственному выбору, мы видим детей, а подростки — или еще в процессе поиска (пока не нашли свою веру), или это ДВР (дети верующих родителей), которые сбросили с себя обузу внешнего насильственного семейного воцерковления», — считает игумен Петр (Мещеринов), сотрудник Центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре Москвы. Он уверен, что к подростковому возрасту родители должны готовиться заранее, как к стихийному бедствию: «Любовь и уважение родителей — это фундамент, который позволит подростку чувствовать за собой надежные тылы. И самое главное — важно суметь привить детям такое отношение к Богу, чтобы Он воспринимался не как обряд, обуза, отнимающая воскресенье... Если в духовной жизни родителей акцент будет поставлен на личном отношении к Богу как к любящему Отцу, Который уважает Свое чадо, это может стать важным ориентиром для подростков. Но все равно, когда наступает переходный возраст, их не надо принудительно заставлять ходить в Церковь. Пришло время пожинать плоды, посеянные в детстве, терпеть и молиться, относиться к своим взрослеющим детям с любовью, уважением и принятием».

Подростки испытывают своих родителей на прочность и истинность религиозных взглядов, поэтому именно в этом возрасте дети так часто отходят от Церкви, начинают интересоваться другими духовными учениями, перестают (на какое-то время или навсегда) принимать участие в богослужебной жизни. Конечно, можно настоять на своем и заставить подростка ходить на Исповедь и Причастие, но будет ли от этого какой-либо толк? В любом деле важна цель, которую мы перед собой ставим. Чего мы хотим от подростков? Чтобы они пристойно выглядели, посещали богослужения, принимали участие в Таинствах. И все? В этом для нас вершина христианства? Или важнее, чтобы они стали порядочными, милосердными, любящими, верующими людьми, сами открыли для себя Бога и православие? Да, это сложно и потребует много терпения и принятия, но вряд ли есть какой-то другой, более простой, путь.


Ох, уж эти подростки...

С детьми работать одно удовольствие: слушают, принимают все на веру, уважают. Внимание, интерес и авторитет в глазах подростка не так-то легко получить. Вечно непонятно, чего они хотят, как найти к ним подход. Наверное, в том числе и из-за этого работа с подростками на приходах практически не ведется. Нет систематической деятельности, поддерживаемой Церковью, и на уровне епархии. В Петербурге существует несколько подростковых патриотических организаций, небольших православных объединений, которые держатся на плечах приходских энтузиастов, и несколько организаций для трудных подростков. Но этого недостаточно. Особенно остро вопрос о подростковом досуге встает летом. В городской лагерь отправлять своего ребенка родители опасаются, а православные варианты организации летнего подросткового досуга представлены лишь на некоторых приходах, да и то в неофициальном статусе. В отличие от Москвы, где действует детско-юношеский лагерь Данилова монастыря «Звезда Вифлеема», известный своим профессионализмом, в нашем городе нет православного летнего лагеря, в который родители из семьи со средним уровнем дохода могли бы купить путевку и безбоязненно отправить ребенка. Что уж говорить о детях из малообеспеченных семей?

Отдельные инициативы на приходах почти всегда сталкиваются с трудностями. Руководители подростковых объединений рассказывают, что родители, хотя и заинтересованы в организации свободного времени своих детей, остаются пассивны, считая приходские начинания сами собой разумеющимися. Не каждый может понять, как сложно заинтересовать подростков, организовать поездку или экскурсию, вкладывая в это свое свободное время, силы и деньги. Обычно такой труд добровольно берут на себя женщины после 30 лет, осознающие, что их подрастающим детям такая организация очень нужна. Но на сколько хватит сил и энтузиазма у такой мамы-активистки? Где найти ей подмогу и финансы? Вот и получается, что там, где нет таких деятельных прихожан, нет ничего и для подростков.

Многие приходские священники слишком заняты, чтобы уделить внимание и время вопросу работы с подростками при храме. Дело это действительно неблагодарное: ребята в этом возрасте могут вызывающе себя вести, «неправильно» одеваться, наконец, просто перестать ходить на с таким трудом организованные мероприятия... Окупится ли затраченный на них труд церковных организаторов? Неизвестно.
Но даже горячее желание организовать подростковый досуг — лишь полдела. Гораздо сложнее организовать его так, чтобы он не воспринимался детьми как очередная обязаловка. Как же это осуществить? При Центре духовного развития детей и молодежи Данилова монастыря Москвы есть клуб для детей «Чердак». Там, на настоящем чердаке подростки могут собираться, общаться, играть на музыкальных инструментах. Многие из них исповедуются и причащаются, здесь убедились, что если это не из-под палки, то ребятам нравится. Правила «Чердака»: отсутствие бранной речи, выпивки, сигарет и блуда. В принципе, на таких условиях можно устраивать при приходах все, что угодно, считает игумен Петр (Мещеринов): компьютерный класс (с фильтрами на компьютерах), даже дискотеку. Важно, чтобы дети знали, что они всегда могут прийти, это «их церковь», здесь их примут, здесь интересно, это организовали верующие в Бога люди. Но не должно быть никакой манипуляции и насилия: вы соблюдаете наши условия (например, юбки-косынки и присутствие на службе), а мы вам обеспечиваем классный досуг.

Многие родители переживают, что дети в этом возрасте перестают участвовать в богослужебной жизни, но это надо просто принять как данность. Идеальный вариант — дать им возможность перерасти свою подростковость в безопасных условиях, проявив к ним уважение и любовь. «Ведущая деятельность подростков — общение, — рассказывает педагог Екатерина Куприянова, занимающаяся организацией досуга для подростков на одном из приходов Петербурга. — Они ищут места, где можно найти друзей, быть принятыми. Важно создать им условия для неформального общения и деятельности при Церкви».


Конфликт субкультур

Подростковые субкультуры — одно из необычных приобретений этого возраста. По мнению психолога Марии Осориной, автора книги «Секретный мир детей», «детская субкультура выполняет те же функции, что и любая культура взрослых: она помогает решать значимые возрастные проблемы развития, благодаря познанию себя, самостоятельному „изобретению“ форм освоения окружающего пространства. Для получения необходимого опыта каждый ребенок должен прожить тот набор трудных ситуаций столкновения с миром и людьми, который позволит ему достичь нужной степени уверенности. Поэтому в детской субкультуре присутствует желание не быть поднадзорными, противодействовать миру взрослых, отделиться, сохранить в тайне наиболее важное. Культурное обобщение социально-психологического опыта, накопленного в детском сообществе, кристаллизуется в двух основных формах: в виде текстов детского фольклора и в виде устойчивых моделей ритуализированного поведения». Подростку важно принадлежать к определенной группе, мыслить, принимать решения, одеваться, как принято в ней. Часто эти субкультуры сознательно противопоставляют себя обществу, в провоцирующей форме задают вопросы, волнующие подростков: «достоин ли я любви?», «нужен ли я кому-нибудь или все меня хотят только использовать?», «в чем смысл жизни и чем все это закончится?»... В мире подростка нет полутонов, все максимально обострено: «Всем на меня наплевать, ну и я буду плевать на вас!», «Хочешь меня учить жизни? На себя посмотри! Обойдусь без таких учителей», «Жизнь фатальна, и нет в ней никакого смысла»... Подростковые субкультуры: панки, рокеры, эмо, готы... Разные, яркие, каждая с продуманной символикой и атрибутикой, непонятной и даже шокирующей. Что они встречают в мире взрослых: неприкрытое равнодушие, агрессию, желание отделаться поскорее? Первая мысль, которая приходит в голову при взгляде на такого подростка, — неужели они навсегда останутся такими? Растрепанными, раскрашенными, резкими, неуправляемыми? Недолюбленными... Когда я смотрю на школьные фотографии своих родителей и вижу лохматых мальчиков в клешах, тоже не верится, что теперь солидные и лысоватые дяди когда-то хипповали. Кстати, движение хиппи стало для многих важным этапом осмысления своего духовного пути. Многие прожили этот возраст, а потом пришли в Церковь, есть среди них священники и монахи. Главное — помнить, что переходный возраст лечится временем.

Когда взрослеющий ребенок приходит в Церковь, он рискует встретить в ней не духовную жизнь, а православную субкультуру, характерную для этого прихода. И неминуемо происходит конфликт субкультур: они отторгают друг друга: «У нас приняты платочки и юбки, а что это у тебя за черные пакли на голове, надень юбку и глаза смой!». Ребенок ищет внутренних ответов, принятия и покоя, а встречает отвержение. Словно мы, взрослые, остаемся немножко подростками в своей духовной жизни.

В нормальной ситуации Церковь — это не особые правила, форма одежды и обороты речи, это сама жизнь, в которую приглашают, невзирая на лица. В такой Церкви есть место всем, в том числе и бунтующим против всего мира подросткам.

Подростки, как самая активная часть общества, раскачивают все неустойчивое, баламутят застоявшийся водоем представлений, и все скрытое и наносное поднимается на поверхность. Очевидно, что в церковной среде необходимы изменения в понимании духовной жизни всеми христианами, потому что подростки в своем стремлении к максимализму никогда не примут формальной религии и неискренних отношений. Они заставляют нас обратиться к самим себе: В чем моя вера? Почему я поступаю так? Одной теорией и ссылками на святых отцов их не убедишь, они ищут ?жизни.

Ирина Левина
Иллюстрации: Юлия Нурмагамбетова