Ничто так не будоражит сердце, как желание свободы. Опьяняющая, манящая, сладкая, вожделенная... Свобода от рабства, политическая свобода, свобода слова, выбора, совести, вероисповедания, свобода передвижения... Свобода от греха, наконец. Ради свободы и во имя ее вершились и вершатся революции, войны, восстания. И в рамках мировой, и в рамках личной истории каждый человек стремится обрести независимость. Начинается все с детского «я сам!» в три года, проходит через «сам разберусь» в подростковом возрасте, а заканчивается провозглашениями очень разных свобод: женщин от мужчин, мужчин от женщин; от законов — в том числе нравственных, от предрассудков, от запретов, от комплексов, от давления правительства, Церкви, школы, начальства...
У свободы очень разные лики. Кроме перечисленных, есть не такая популярная и не так часто отстаиваемая свобода сынов и дочерей Божиих, свобода выбирать Жизнь (Самого Бога и Его любовь). На самом деле это — самая ценная свобода. Ее дар — единственное, что по-настоящему принадлежит человеку. Парадоксально, но в этом мы оказываемся свободнее даже Самого Бога: Господь верен Своим словам и не может отказаться от человека и общения с ним, а человек может выбрать жизнь без Бога, подчас неоднократно нарушая свое слово. Другое лицо абсолютной свободы показывает Уильям Голдинг в «Повелителе мух»: мальчики из церковного хора уже через пару недель независимой жизни на необитаемом острове оказываются способными убить не только кабана, но и человека. И ритмичный распев «Кирие элейсон» (Господи, помилуй) достаточно скоро заменяется на «Бей свинью! забивай!». В какой-то момент происходит подмена. Сложно уловить точку, когда все вдруг начинает идти по иной траектории. Хрюша, один из героев романа, задается этим вопросом, но ответа нет... Словно река свободы, текущая в сердце каждого от рождения, в какой-то миг делает резкий поворот и несется совсем в другом направлении. Как остановиться, оказавшись в самой быстрине?
В христианстве свобода — одно из центральных понятий. На протяжении всей библейской истории Господь освобождает человека от рабства и обещает еще большее освобождение. Откуда появилась в этом необходимость? Почему человек часто добровольно влезает в силки и протягивает руки для кандалов? Даже оказавшись в Церкви, доме Бога, спасающего и освобождающего, человек порой ищет несвободы, новых запретов и начальников, словно случаются рецидивы в истории болезни человеческого рода. Операция спасения уже совершена: Христос освободил всех, но возлюбленные дети Божии снова ищут привычного рабства.
Пасха — центральное событие истории мира и христианства — несет весть о свободе. Ведь самая огромная, немыслимая, не вмещающаяся в сознание свобода от смерти дарована всем людям в Воскресении Христовом. Интересно, что и в иудейской традиции ветхозаветная Пасха называется праздником свободы (Хаг а-Херут). Пасхальные дни — время задуматься о своем пути: чего больше на нем — освобождающего дыхания любви и доверия или порабощающего тумана зависимости и непрощения? Этот пасхальный номер мы решили посвятить теме, столь парадоксально и столь привычно звучащей для каждого христианина, свободе рабов Божиих. Как обрести подлинную свободу? От какого рабства освобождает нас Христос? Где грань между независимостью и произволом? Отличается ли гражданская свобода от свободы сынов Божиих? Можно ли быть свободным в Церкви? Вместе с героями наших материалов мы приглашаем вас к разговору.