«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 3, 2010 год

ЦЕНА УЧЕНИЧЕСТВА. Евангелие в Неделю Крестопоклонную

Сказал Господь: «Кто хочет следовать за Мною, пусть отречется от самого себя, и возьмет крест, и так следует за Мною. Ибо кто хочет сберечь жизнь свою, погубит ее; а кто погубит жизнь свою ради Меня, спасет ее. Ибо что пользы человеку, если он стяжает весь мир, а жизни своей лишится? И какой выкуп даст человек за жизнь свою? Ибо кто постыдится Меня и слов Моих перед этим поколением, блудным и грешным, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет Он во славе Отца Своего со святыми ангелами».
И говорил Он им: «Аминь, Я говорю вам, что среди стоящих здесь есть такие, которые не вкусят смерти, прежде чем увидят Царствие Божие, пришедшее в силе».

Мк. 8, 34 — 9, 1.
Перевод Сергея Аверинцева

Преполовение Великого поста приходится на 3-ю его неделю, Крестопоклонную. Название и богослужебные особенности придают ей характер Великопостного средоточия, а чтение из Евангелия от Марка за Литургией этого дня разъясняет, что значит быть последователем Иисуса (8, 34), и указывает на связь между Крестом и спасением (8, 35-37), Крестом и славой «Сына Человеческого» (8, 38). Вместе взятые, они преобразуют вопрос об ученичестве Иисусу в ответ о том, Кто есть Сей Иисус, призывающий следовать за Собой «народ с учениками Своими» (8, 34) не просто на определенных, а, на первый взгляд, вызывающих внутреннее потрясение и ужас условиях (8, 34).
Что же значит быть учеником Иисуса? Этот вопрос относится к каждому из нас хотя бы потому, что начиная с 6-й главы книги Деяний Апостольских этот термин относится к каждому уверовавшему в Него, вне зависимости от того, знал ли он Иисуса во время Его земного служения или нет (6, 1 сл.; 9, 10-26).


«Апостолы» или «ученики» Христовы?

Всего лишь один раз двенадцать постоянных ближайших спутников и очевидцев служения Иисуса именуются в Евангелии от Марка «апостолами», (6, 30) или «посланниками». Это происходит после их первого миссионерского опыта проповеди «о покаянии» (6, 12), на которую они были уполномочены Самим Иисусом. Во всех остальных случаях все двенадцать именуются «учениками» — 43 (!) раза. Та же картина наблюдается и у Матфея (соответственно 1 и 72) с Лукой (7 против 28). Так наши евангелисты подчеркнули основной статус апостолов в их отношении к Иисусу: они, прежде всего, Его ученики.
Каковы же характерные черты этого ученичества, как они представлены в Евангелиях? Тем более что из столь многочисленных случаев и ситуаций, в которых встречается этот термин у Марка, лишь в одном из них Иисус лично разъясняет, что значит «идти» за Ним (8, 34).


Ученичество Христу

Ученика в обычном представлении выделяют две вещи: во-первых, он сам, и только сам, выбирает себе учителя; и, во-вторых, при этом предполагается, что он будет разделять его взгляды.

Исходя же из сказанного в Новом Завете, учеником именуется лишь тот, кто признавал Иисуса своим Учителем. С особой выразительностью это подчеркивается в чудесах над одержимыми бесами. В отличие от Двенадцати, обращавшихся к Иисусу исключительно как к «Учителю» (напр. 4, 38; 9, 38) и лишь после ряда удивительных деяний Иисуса как ко «Христу» (8, 29), нечистым духам известно об Иисусе все с самого начала: Он «Святый Божий» (1, 24). Обращаясь к Иисусу на языке, свидетельствующем о Его Божественной сущности, они ни разу не назовут Его так, как обращались к нему Его ученики: они не признают Его Учительства; присутствие Божие вызывает у них лишь мучительную боль и мысли о своей грядущей пагубе (1, 24).

Уникальность учительства Иисуса выявляла себя в том, что никто из Его учеников не мог претендовать сам стать учителем. Земное служение Иисуса завершает Его повеление, по которому Двенадцати вменяется в обязанность приобретать учеников (например, Мф. 28, 19; сравните Деян. 14, 21), но не для себя, а для воскресшего Иисуса.

Особое значение, которое придавал Иисус ученичеству, обнаруживается уже в самом его начале. Что нужно, чтобы стать Его учеником? Какие интеллектуальные или нравственные качества делают соискателя достойным? Но, оказывается, дело не в них. Необходимо одно — призыв, исходящий от Самого Иисуса (Мк. 1, 17-20).

Как же призывал Иисус Своих будущих учеников? Всего лишь одной фразой — «Идите за Мною» (Мк. 1, 17), в которой мы явно улавливаем и ноту абсолютной власти, и столь глубинное видение призываемого, что сама возможность отказа становится немыслимой.

Но если мы хотим уловить смысл этого момента, надо прежде всего обращать внимание на его результат. Как ведет себя адресат этого призыва? Он (или они) «последовали за Ним» (1, 18, 20). В этом смысл призвания: следовать за Иисусом — значит полностью порвать со своим прошлым. Чем полнее разрыв, тем ближе этот ученик к Иисусу. Отказавшись от своего прошлого, отныне он стремится подражать Своему Учителю, внимать каждому Его Слову, согласовывать свои действия с жизнью Спасителя (8, 34 сл.; 10, 21, 42-45).

В этом заключается принципиальное отличие учеников Иисуса от евангельского лукавого совопросника и врага — законника и его преемников. Там ученик, окончив изучение Закона, мог оставить своего учителя и стать сам таковым. У Иисуса это немыслимо. Его ученик связан не с учением, а с Личностью Иисуса.

Именно отсюда рождается требование Иисуса к Своим последователям разделить участь Своего Учителя: нести свой крест (8, 34), испить Его чашу (10, 38 д.), стать тем, кого «не постыдится Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (8, 38). Так крест — как знак самоотвержения, умирания для себя самого и мира — обретает значение предвосхищаемой славы. Сквозь контуры креста просматривается приход прославленного Сына.


Быть учениками Кого?

Исчерпывается ли содержание рассматриваемого нами отрывка темой ученичества? Что заставило Иисуса обратиться к народу и ученикам с этими наставлениями? Композиция раздела, неотъемлемой частью которого они являются, позволяет нам взглянуть на этот текст гораздо шире: Марк сообщает не только о том, каких последователей ищет Себе Иисус; он говорит, и Кем является их Учитель.

Раздел состоит из трех событий: это исповедание Петром Иисуса в качестве Мессии (8, 27-30), сюда же относится первое пророчество о страданиях (8, 31); это речения Иисуса о цене ученичества (8, 34 — 9,1); и это Преображение (9, 2-13). Вместе взятые, эти события ведут учеников (и читателя) к более глубокому пониманию личности Иисуса и их собственного призвания.

Вопрос, с которым обращается Иисус к Петру в Мк. 8, 29 («А вы за кого почитаете Меня?»), является главной темой всего Евангелия. Начиная с 1, 21-28 и далее Марк подчеркивает авторитет Иисуса как чудотворца и Учителя. Одновременно с этим Марк выделяет целый ряд примеров полного непонимания и неприятия Иисуса фарисеями и иродианами (3, 6), близкими Иисуса (3, 21) и соотечественниками в Назарете (6, 1-6). Описывая путешествие Иисуса (8, 27 — 10, 45), Марк разъясняет, Кем является Иисус (христология) и что значит следовать за ним (ученичество). Ключом к правильному пониманию миссии Иисуса является тайна Креста: Совершитель многочисленных чудес и Учитель, Он есть страдающий Христос, Сын Человеческий. Следовать за Ним означает быть готовым к соучастию в Его страданиях и смерти, так же как и в воскресении. Неслучайно повествование Марка об этом путешествии Иисуса предваряется (8, 22-26) и заключается (10, 46-52) эпизодами исцеления Им двух слепцов. Следуя за этим описанием Марка, читатели Евангелия также обретают возможность «прозреть внутренне» и увидеть Иисуса и Его «путь» намного яснее.


«Христос» значит «Мессия». Но какой?

Описание путешествия начинается с исповедания Петром Иисуса Мессией в 8, 27-30. Рассказ об этом является отправной точкой для последующего повествования, выстроенного определенным образом с целью разъяснить, каким Мессией является Иисус и какое значение имеет для учеников Его Личность. В 8, 31-38 Марк помещает образец этого разъяснения, который затем будет повторен еще два раза в 9, 30-37 и 10, 32-45: это предсказание Иисусом Своих страданий, смерти и воскресения (8, 31); непонимание учеников (8, 32-33) и наставления об истинном ученичестве (8, 34-38). В свою очередь, этот образец послужит основой для других бесед и сообщений на протяжении всего пути.

Исповедание Петром Иисуса в качестве Мессии в 8, 29 является первым употреблением слова Christos после Мк. 1, 1. Очевидная связь, существовавшая между этим термином и царем Давидом в частности, а с реставрацией Израильского царства в целом, делала в Палестине I века этот титул опасным, поскольку его использование могло воспламенить иудейский национализм и привести к жестоким репрессиям со стороны Рима. Вспомним: его употребление в адрес Иисуса как «Царя Иудейского» сыграло не последнюю роль в судебном процессе у Понтия Пилата (см. 15, 2, 12, 18, 26, 32). Согласно тексту 15, 32, первосвященники и книжники насмехались над Ним, используя именно эту терминологию: «Христос, Царь Израилев, пусть сойдет с креста, чтобы мы видели, и уверуем».

Каким видит мессианство Иисуса Марк? В дополнение к вводному стиху (1, 1) и исповеданию Петра (8, 29), Марк использует слово Christos в следующих контекстах: напоить «чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы» (9, 41); спор о «Христе, сыне Давидовом» (12, 35); предостережение против лжехристов (13, 21-22); вопрос первосвященника: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» (14, 61); и, наконец, уже приведенная выше насмешка первосвященников и книжников (15, 32).

Абсолютная непричастность мессианства Иисуса к претензиям на политическое лидерство проявляет себя и в т.н. «мессианской тайне Иисуса». Провозглашая приближение Царства Божия Своими чудесами, Он категорически отказывается признаться в том, что Он — Христос (Мессия) и Сын Божий. Отсюда Его запреты и людям и бесам разглашать об увиденном (1, 23-25; 3, 11-12; 7, 36). Но когда совершается аналогичное чудо на языческой территории, например исцеление гадаринского бесноватого (5, 19), Иисус Сам повелевает ему «рассказать, что сотворил ... Господь». Находясь там, Иисус не был связан тайной Своего мессианства: какое дело до нее было язычникам!

Вместе взятые, эти примеры говорят о том, что Иисус был предельно далек от политизированных мессианских ожиданий евреев того времени. Его мессианство находится в русле таких библейских пророчеств, как песнь Второисаии о страдающем «Отроке Господнем» (Ис. 42, 1-4; 49, 1-6; 50, 4-9; 52,13 — 53,12). В ответ на мессианское исповедание Петра Иисус открывает ученикам страшную тайну: Он пострадает и умрет!


Мессия страдающий

Первое из трех предсказаний о страданиях появляется в 8, 31. По своему содержанию и языку оно примыкает к другим пророчествам об этом в 9, 31 и 10, 33-34 («Сыну Человеческому ...убиту ...в третий день ...воскреснуть»). Согласно этим текстам, Иисус предоставил Своим ученикам полную и ясную картину всего, что произойдет с Ним по прибытии в Иерусалим. Почему же они ничего не понимают из заблаговременно открытого? Ни Петр (8, 32-33), ни Иаков с Иоанном (10, 35-37)?

Этой тайне суждено полностью раскрыться лишь на суде перед Синедрионом. Здесь Иисус более не скрывает, Кто Он такой (16, 61-64).

Высказывание Иисуса в Мк. 8, 27-38 таит в себе могучую силу для тех, кто стремится обновить свою христианскую жизнь сегодня. В нем звучит основной вопрос Евангелия от Марка и всего Нового Завета: «А вы за кого почитаете Меня?». Этот вопрос ставит нас лицом к лицу перед тайной Креста и призывает объединить реальность страданий Иисуса (и наших собственных) с готовностью к ученичеству. Только так может родиться подлинное понимание тех требований, которые предъявляются к Его ученикам, и награды последователям Иисуса. В некотором смысле Его высказывание в Мк. 8, 33, обнажая контраст между замыслами Бога и мыслями человека, являет суть всего Евангелия. Чтобы стать истинным учеником Иисуса Христа, Марк предлагает своим первым читателям, как и нам сегодня, избрать мужество «правильного мышления»: отказаться от себя и подчинить свою волю воле Божией.

Протоиерей Георгий Шмид
Иллюстрации: Олеся Гонсеровская