«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 11, 2010 год

АСКЛЕПИЙ СОТЕР - "ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВЕЙШИЙ БОГ"

Асклепий, благой бог-врачеватель, бог-целитель, бог-спаситель — античный проообраз Христа. Его титул — Сотер (Спаситель или Целитель) — тот же, с каким мы уже две тысячи лет воспеваем в гимнах Господа. И это неслучайно, как и сходство их иконографии. Асклепий — это «сон золотой» страдающего античного человечества с его «великой тоской», по точному слову протоиерея Георгия Флоровского.



В самом сердце Италии, во Флоренции, есть дивный сад, полный чудес. В этом саду стоит статуя — копия с античного оригинала. Человек в плаще, обнажающем грудь и правое плечо, держит на своих руках тело погибшего юноши. Юношу зовут Ипполит. Он стал жертвой злого рока, как повествует о том античный мудрец и поэт, трагик Эврипид. Его не смог спасти из объятий незаслуженной смерти ни один из богов. Таков был античный рок — исправить соделанное нельзя. Проклявший сына по чудовищной ошибке, Тесей, отец Ипполита, напрасно рыдает над умершим. Артемида, покровительница юноши, обещает месть врагам, но удаляется от него, когда он подходит к вратам смерти.

Но в Риме, не веря, что древний рок сильнее человека, сложили продолжение греческой истории. Ипполит, ушедший в темные места Аида, был возвращен на землю Асклепием — Эскулапом. Это он — таинственный муж из тенистого сада. На его пьедесталах писали по-гречески АСКЛЕПИЙ СОТЕР.

В римских катакомбах, на гробах христианских мучеников и простых христиан на камне рисовали простой знак рыбы — «ИХТЮС» — IXTYC. Это была необычная надпись. За каждой буквой в ней таилось слово, ради которого христиане жили и умирали. Целиком она звучала так: «Иисус Христос, Сын Божий, Сотер — Спаситель».

Кто же он — Асклепий?


Царь Фессалии

XII век до Рождества Христова. Греки-ахейцы осаждают знаменитый малоазийский город Трою. Целая флотилия доставила мужественных воинов и великих военачальников со всей Греции. Среди «ахейских мужей» и царь Фессалии Асклепий со своими сыновьями, Махаоном и Подалирием.

Фессалийская земля, прародина эолийских племен, чьи жители вели свой род от сына Прометея Девкалиона — греческого Ноя, спасшегося со своей женой при всемирном потопе, родила много героев. Это и Ясон, вождь аргонавтов, и знаменитый Ахилл. А уделом Асклепия и его сыновей была Трикка и прилежавшие к ней местности.

В 1879 году оберштабарцт (военный врач) Королевской саксонской армии Фрелих опубликовал нашумевшую статью. В ней он утверждал, что поэт Гомер был никем иным, как врачом, сопровождавшим армию Агамемнона. В доказательство он приводил примеры из Илиады, свидетельствующие о том, что автор на поле боя бывал мало, но хорошо был знаком с боевыми ранениями, которые он и описывает во всех мельчайших подробностях.

Хотя мнение Фрелиха не было принято наукой, но царь Асклепий, отец Махаона и Подалирия, присутствовал среди ахейцев. Однако медицинскую помощь героям оказывали, согласно Гомеру, только его дети. Отношение к ним в войске было крайне уважительное.

После Троянской войны славный род Асклепия продолжился. Но имя фессалийского царя-врача с каждым столетием окутывалось все большим числом сказаний и легенд.


Фессалия, Спарта или Аркадия?

Асклепий почитался как местный царь и герой в Фессалийской Трикке и в завоеванной спартанцами области Мессения. В Спарте имелась и своя Трикка, одноименный с фессалийским уделом таинственного царя город. Спартанцы делали статуи Асклепия из ивового дерева и по имени дерева называли его «Агнитас». В городе Мессене его храм находился не на окраине города, а в центре. Это говорит о том, что культ фессалийского царя был древним, а не пришлым. На имя родины Асклепия претендовала еще и другая область Греции — Аркадия в северном Пелопоннесе.

Спор пришлось разрешать дельфийскому оракулу Аполлона. Он остроумно нашел выход из положения: хотя мать Асклепия была родом из Фессалии, из Трикки, но рожден он был в Эпидавре. Гомер не повествует о происхождении и детстве царя ничего, кроме того, что он, как и Ахилл, Ясон, Патрокл и Диоскуры, учился у кентавра Хирона. Но всем известно, что обычные мальчики не попадают на воспитание к кентаврам! Чей же он сын, «врач безупречный Асклепий»?


Сын Аполлона и Корониды

Древнегреческий поэт Гесиод пишет, что Феб (Аполлон) встретил у озера прекрасную Корониду, дочь Флегия, омывающую свои ноги в водах озера, и полюбил ее. Однако отец отдал Корониду в жены ее двоюродному брату Исхису, и она, уже нося под сердцем плод от Аполлона, должна была покориться отцу. Сам же Аполлон, которому его белоснежный ворон принес весть о свадьбе в Дельфах, в страшном гневе сначала сделал ворона навеки черным, а потом убил своими стрелами Исхиса, в то время как сестра Аполлона Артемида умертвила невинную Корониду и ее подруг. Когда же бог солнца увидел тело своей возлюбленной на погребальном костре, он сжалился над нерожденным ребенком, извлек его из чрева матери и отнес на воспитание кентавру Хирону на гору Пелион. Там Асклепий возрастал, обучаясь искусству исцелять с помощью песнопений, трав и ножа. Став великим врачевателем, он не только брался за лечение тяжелых больных, но и дерзнул воскрешать мертвых. За это Зевс покарал его, убив своей молнией. Здесь Асклепий, как человеколюбивый врач, не схожий со своим мстительным отцом Аполлоном, разделяет участь Прометея, явившись жертвой гнева Зевса из-за своей помощи людям.


«Для мира всего, благодатный мальчик, расти!»

Поздние легенды привносят много подробностей: слезы Аполлона об убитом громовержцем сыне Асклепии стали янтарем в реке Эридан; Аполлон перебил Киклопов, которые ковали молнии громовержцу Зевсу. Но самое главное — принципиальная трансформация образа Асклепия. Народное сердце оживило и отогрело его. Это уже не беспомощный сирота, рожденный путем кесарева сечения от умершей матери. Асклепий — божественный, светоносный, чудесный младенец, покинутый на Миртовой горе Титион Коронидой, сопровождавшей своего отца Флегия на войну в Пелопоннес.

Оказывается, Асклепий был вскормлен козой и собакой пастуха Аресфана и творил чудеса исцелений и воскрешений с младенческих лет, как повествует древнегреческий писатель и географ Павсаний, пересказывая одну из легенд Эпидавра. Его приютил и воспитал кентавр и врачеватель Хирон, а его дочь Эвиппа, придя полюбоваться младенцем, произнесла удивительное пророчество о его трагической судьбе, переданное римским поэтом Овидием:

Лишь увидала дитя, —
«Для мира всего, благодатный
Мальчик, расти! — говорит, —
обязаны будут нередко
Смертные жизнью тебе:
возвращать ты души им сможешь.
К негодованью богов
однажды на это решишься —
Чудо тебе повторить
воспрепятствует молния деда.
Станешь ты — ранее бог —
бескровным прахом и богом
Станешь из праха опять,
два раза твой рок обновится».

Эта история, в которой оживают чаяния древнего человека, напоминает слова знаменитой Четвертой Эклоги Вергилия, где тоже появляется некий таинственный младенец, приносящий людям утраченный ими золотой век:

Дева грядет к нам опять,
грядет Сатурново царство.
Снова с высоких небес
посылается новое племя. <...>
Мальчик, мать узнавай
и ей начинай улыбаться...

Овидий рассказывает нам и счастливый конец истории Ипполита:

Нечего тут горевать, —
сын Корониды сказал, —
Честному юноше жизнь я верну,
залечив его раны,
Злую судьбу посрамит
мощь моего врачевства.

Конец этой истории не отличается от древней: Асклепий был убит «молнией деда». С ним вместе был убит и Ипполит.

Но после этого Асклепий был вознесен Зевсом на Олимп и в небо как созвездие Змееносца. Он — единственный человек, пирующий среди бессмертных олимпийцев. И ему строили храмы, как богу, а не совершали возлияния на могилах, как всем остальным героям — сыновьям смертных женщин и богов.


Асклепий-Эскулап

V век до Рождества Христова запомнился древним грекам как смутное время. Это была эпоха войн, эпидемий чумы и других бедствий. В храмы Асклепия приходили больные и беженцы из всех областей раздираемой междоусобными войнами Греции. Асклепий (в отличие от местных богов&#8209;покровителей воюющих городов-полисов) не принимал сторону ни одного из противников: здесь можно было просто помолиться и попросить милости.

Вскоре культ Асклепия распространился по всей Греции. Асклепий пришел и на Кос, но уже не как предок, а как бог. Асклепиады — его потомки — приняли новый культ с большим энтузиазмом, и вскоре на Косе помимо врачебных школ, появился грандиозный храм Асклепия.

Все врачи Коса делились на два рода: соответственно Подалирию и Махаону, двум сыновьям Асклепия. Среди них был и знаменитый Гиппократ — или Гиппократ II Великий Косский, 17-й потомок Асклепия через Подалирия, а также и отец Аристотеля, который возводил свой род к Подалирию.

Но Грецией распространение культа Асклепия не закончилось. Делегация из охваченного чумой Рима в 291 году до н. э. отправилась в Эпидавр. Священная змея — образ Асклепия — сама выползла из храма и устремилась на корабль ликующих римлян, которые возложили на головы венки, подняли паруса и пустились в обратный путь. Ветер был попутный, и на шестой день они достигли родины. Лишь они вошли в устье Тибра, змея соскользнула с корабля и устремилась на маленький остров посреди реки, где Асклепию был заложен первый в Риме храм, а он переименован в Эскулапа.

Еще раньше было основано святилище Асклепия в Пергаме, городе в Малой Азии. В нем спустя пять веков будет учиться великий врач древности Клавдий Гален. Из пергамской врачебной школы вышел и врач Орибасий, друг Юлиана Отступника, составивший свод практически всех значимых книг по медицине на конец IV века н. э.

Всего в древнем мире насчитывалось более 400 храмов Асклепия, при этом около 300 из них находилось в Греции. Все святилища этого бога врачевания назывались асклепейонами.


Асклепейон: храм, лечебница, школа

Обязательными условиями для основания асклепейона было расположение высоко над уровнем моря, а также наличие минерального источника и кипарисовой рощи. Храмовая территория состояла из священного участка (он назывался теменос), гимнастической площадки, гостиницы и театра.

В теменосе располагался храм Асклепия, фимела, где жили священные змеи, и абатон — крытая галерея, где совершался главный ритуал исцеляющего действия бога — энкимесис, целительный священный сон. Во время энкимесиса даже совершались операции.

Входивший проходил ритуал очищения, включавший омовение в священном источнике и принесение в жертву животного, как правило, петуха. Затем страждущий входил в храм с золоченой крышей, где его встречал Асклепий, изваянный из слоновой кости и золота.

Асклепейон был священным местом, территорией бога. В понятие ритуальной чистоты входило не только окуривание благовонным ладаном при прохождении через храмовые ворота и омовения. Чистота заключалась в том, чтобы «иметь возвышенные мысли». Однако и жестокие правила соблюдались здесь: внутри храмовой ограды нельзя было ни умереть, ни родиться. Император Антонин позже воздвиг специальное здание вне асклепейона, облегчив этим участь умирающих людей и беременных женщин.

Повсюду присутствовали статуи Асклепия и его детей. Согласно мифам, Асклепий женился на Эпионе («болеутолительнице»). Кроме сыновей Махаона (хирурга) и Подалирия (терапевта), у Асклепия была любимица-дочь, его постоянная спутница Гигиея (чье имя означало «здоровье»), а также дочери Панакея («всецелительница»), Иасо («лечение») и младший сын Телесфор, изображаемый маленьким мальчиком, укутанным в плащ с фригийской шапочкой на голове. Слово telos («конец») для греческого уха ассоциировалось с завершением и совершенством, поэтому Телесфор («приносящий конец») был божеством, приносящим благоприятный исход болезни.

В просторных дворах храмов возвышались статуи богов и знаменитых врачевателей, в храме оставлялись так называемые вотивы — изображения исцеленного органа — золотые глаза, серебряные сердца, мраморные ноги.

Стремление подчеркнуть доброту бога-целителя передает текст, рассказывающий о разговоре Асклепия с мальчиком Евфаном, эпидаврянином, страдавшим от мочекаменной болезни. Асклепий спросил мальчика: «Что ты дашь мне за исцеление?» Евфан ответил: «Десять астрагалов» (то есть игральных костей из бараньих лодыжек). Видимо, это была немалая ценность в глазах ребенка, подобно жетонам с покемонами или человеком-пауком в наши дни! Засмеявшийся бог обещал вылечить его, и когда Евфан вышел утром из святилища, он был уже здоров.

Одному заболевшему кулачному борцу Асклепий не только даровал исцеление, но и научил особому приему, благодаря которому он неоднократно становился олимпиоником. Силачу Эрмодику, разбитому параличом, Асклепий приказал поднять и принести в храм настолько большой камень, насколько он в силах поднять. Исцеленный Эрмодик принес в асклепейон огромный кусок скалы, который и был установлен на почетном месте с подобающей надписью. Женщине, не верящей в чудеса Асклепия, он явился ночью, и, упрекнув ее в неверии, исцелил от болезни глаз, после чего она установила в храме дорогой вотив.

Асклепейоны выполняли роль лечебно-санаторных заведений и использовались как учебные заведения для врачей-жрецов, сосредотачивая бесценный опыт, накапливаемый поколениями, передаваемый из рук в руки, из уст в уста. Светская и так называемая тавматургическая, «чудотворная» или храмовая, медицина развивались в эллинистический период параллельно.

Со временем появляется и другое восприятие бога-целителя: Асклепий становится не просто храмовым божеством, но богом, с которым возможны личные отношения. Он оберегает, дает советы, предупреждает, говорит ободряющие и ласковые слова, спасает от одиночества во враждебном и полном боли мире.


«Единственный — ты!»

Во II веке н. э. молодой ритор из Смирны Элий Аристид едет в Рим, чтобы быть представленным ко двору императора. Все предвещает ему прекрасную карьеру. Он принят и обласкан при дворе, он удивляет жителей столицы своим красноречием, но болезнь обрывает его карьеру и навсегда меняет жизнь. Врачи не могут ему помочь, тогда он прибегает к Асклепию Пергамскому, и тот берет его под свое покровительство. С этого времени каждую ночь в сонных видениях бог является ему и дает советы относительно лечения и жизни вообще. Элий Аристид записывает сны, которые после составят сборник «Священные речи». В них говорится обо всем: литературе, религии, политике, риторике. Асклепий излечивает многочисленные болезни, прописывая купания в холодной воде, диету, упражнения, промывания и кровопускания, которые пугают врачей, но неизменно имеют благой результат. Так же Асклепий руководит карьерой Аристида, спасает его от опасностей и гибели, исцеляет по его просьбе близких ему людей. Вопреки судьбе, которая так много значила для древнего человека, Элий спасен и может жить, не только творя, но и наслаждаясь близостью богапокровителя, который любит его.

В одном из снов Асклепий приглашает своего любимца остаться в храме после того, как все молящиеся удалятся. Восторженный Аристид восклицает: «Единственный!» Это традиционный жреческий возглас, обращенный к богу. Асклепий сказал ему ласково: «Ты!» Наутро Элий пишет в своем дневнике: «Это слово, владыка Асклепий, для меня дороже всякой человеческой жизни: любая болезнь слабее, чем оно, любое удовольствие меньше, чем оно. Оно дало мне силу и желание жить».

На примере Элия Аристида мы видим осуществление личной религии эллинистического мира. Это уже не жертвоприношения в храмах, это предстояние богу в сердце, в мире внутреннего духовного бытия человека. Для религиозных и философских учений этого времени был характерен поиск Единого и стремление приблизиться и поклониться Ему. «Человеколюбивейшим богом» называют Асклепия...


Соперник Христа?

Христа уже 2000 лет по-гречески мы называем Сотер, что означает Спаситель или Целитель. Но так в эллинистическом мире обращались к Асклепию. Подготовительное действие Бога Живого испытывали все народы в преддверии высшего явления — теофании — Бога в лице Иисуса из Назарета. Асклепий для страдающего в своей «великой тоске» языческого, вне-иудейского мира, становится прообразом грядущего истинного Спасителя и Целителя.



Один из типов иконографического изображения Христа был подобен изображению Асклепия. Существуют упоминания о статуе Христа, воздвигнутой в городе Панеаде (в Кесарии Филипповой) кровоточивой женой, известной нам из Евангелия (Мф. 9, 20). Это была бронзовая скульптурная группа, состоявшая из двух фигур: самой женщины и «красиво облеченного в двойную мантию» человека, простирающего к ней руку. Религиозный писатель русского зарубежья Л. А. Успенский считал ее изображением Христа. Это подтверждено современными археологическими данными: эта статуя была найдена в 80-е годы XX века!

Но прообраз не является полным подобием образа, и нелепо было бы отождествлять Асклепия с Христом, по той причине, что Асклепий был мифическим персонажем, и вся его история (пусть и воплощение заветных чаяний страдающих людей) — отнюдь не вплетенная в историю человеческая плоть и кровь воплощенного Бога.

Но не случайно язычник Лукиан, говоря об Асклепии, и епископ Евсевий Памфил, говоря о Христе, цитируют одно и то же место из трактата Гиппократа «О ветрах»: «Ведь врач видит ужасное, касается того, что отвратительно, и из несчастий других пожинает для себя скорбь; больные же благодаря искусству освобождаются от величайших зол, болезней, страданий, от скорби, от смерти...»
Ольга Джарман
Иллюстрации: Юлия Нурмагамбетова