«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 11, 2010 год

В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВ ЛИ ДУХ?

Нужен ли спорт христианину? Почему современным горожанам необходимо заботиться о своем здоровье? Как обрести гармонию, совмещая духовное и телесное? Об этом говорили участники круглого стола, организованного нашим журналом в Феодоровском просветительском центре.



«Кто день начинает с зарядки ...»

Иерей Димитрий Симонов, клирик храма Богоявления на Гутуевском острове: Всем известна крылатая фраза «в здоровом теле — здоровый дух» из сатиры древнеримского поэта Ювенала, но оказывается, что у древних римлян бытовала народная поговорка, которая звучала совсем по-другому: «В здоровом теле здоровый дух бывает редко». Так требуется ли здоровое тело для того, чтобы развить внутреннюю духовную жизнь?

Протоиерей Илия Амбарцумов, настоятель церкви святой велико мученицы Варвары в пос. Рахья: Состояние тела для большинства людей имеет огромное значение для души. Об этом писал еще святитель Филарет (Дроздов): «Без здоровья все радости мира все равно, что дорога для безногого и пища для мертвеца». Святой Нектарий Эгинский говорил, что для большинства христиан неполезно быть больным, это тягостно влияет на дух человека. Святой Феофан Затворник также считал, что без здорового тела невозможно полноценно наслаждаться радостями земными, а для большинства людей — и духовными. Здоровое тело, конечно же, может быть полно грехов. Но болезненное тело вызывает грех уныния.

Иерей Георгий Христич, клирик собора святой велико мученицы Екатерины в Царском Селе, капитан футбольной команды Казанского собора: Здоровый дух бывает редко как у здоровых, так и у больных людей. На спортсменов мы можем ориентироваться как на целеустремленных людей, которые могут отказаться от многих благ для достижения какого-то результата.

Александр Фёдоров, чемпион мира и Европы по бодибилдингу: Бодибилдинг визуально, наверное, самый «здоровый» вид спорта, но я крайне редко встречал среди спортсменов людей, у которых был бы здоровый дух. Это связано с тем, что многие тренируются, не совсем понимая ради чего. Кому-то кажется это красивым, кому-то — престижным. Совсем немного есть спортсменов в этом виде спорта, которые отдают себе отчет в том, что они делают. Только в них присутствует целеустремленность и, в какой-то мере, здоровый дух. У настоящих спортсменов есть такая поговорка: «Спортсменом можешь ты не быть, но человеком быть обязан». Но большинство тех, кто серьезно занимается спортом, не имеют даже представления о том, что такое здоровый дух.

Александр Семёнов, тренер юношеской сборной Эстонии по футболу: Прямой связи между занятием спортом и духовным ростом я не заметил. Но ребята, которые с детства занимаются спортом, более целеустремленные и работоспособные. Они не болтаются без дела по дворам, и у них есть больше шансов быть здоровыми не только телом, но и душой.

Иерей Димитрий Симонов: У многих христиан такое мнение: спорт — это суета сует, а заботиться о своем здоровье нет никакого смысла, потому что тело бренно. Некоторые святые, например, Синклитика Александрийская, отказывались даже лечиться. Многие считают, что вместо того, чтобы тратить время на свое здоровье, лучше помочь другим в больнице или сделать какое-то еще доброе дело. Это одно из мнений, но подчас оно проповедуется как единственно верное. Что можно на это ответить?

Протоиерей Илия Амбарцумов: Раньше, когда труд был разнообразным, были задействованы все мышцы тела, было бы странно призывать людей, изможденных трудами и заботами, на какие-то забеги или сдачу кроссов. Сейчас ситуация изменилась, мы двигаемся мало вследствие компьютеризации и механизации жизни. Мы сидим в коробках, к которым подведены тепло и свет. Другие коробки перевозят нас от одной коробки к другой. Раньше паломничество занимало столько усилий, раздумий, трудов, а теперь мы можем с комфортом летать к святым местам. У человека появился дефицит движения, а пища стала богатой и калорийной. Избыток калорий не сжигается, тело становится более жадным, страстным. Оно привыкло вкусно питаться и хорошо отдыхать. Мозг при этом работает плохо из-за застоя крови. Появляется множество болезней и плохих мыслей, ведь не зря говорят, что лень — мать всех пороков. И наоборот: «кто день начинает с зарядки, у того все дела в порядке», «пешком ходить — долго жить». В современном мире возникла острая необходимость в занятиях физической культурой. Большой спорт имеет, конечно, свои недостатки. Там все направлено к достижению спортивной цели. А мой учитель, заслуженный тренер Леднев Иван Васильевич, который разработал свою систему оздоровления, говорил, что истинная цель — не спортивный результат, а здоровье. Здоровье — это не большие мышцы и не большие результаты, а нечто другое.

Иерей Георгий Христич: Насельникам монастырей или деревенским жителям, которые занимаются физическим трудом на свежем воздухе, было бы странно предлагать занятия спортом. Но многим другим это необходимо, и разговоры о том, что это греховно и не нужно, неправомерны.


Спорт: благо или зло?

Иерей Димитрий Симонов: Как избежать гнева и злости во время спортивных игр? Как вы этому учите своих подопечных, когда их тренируете?

Юрий Синцов, тренер по айкидо и самообороне: Во многих видах спорта важно сохранять спокойствие, азарт может только помешать. Занятия айкидо, например, начинаются с тестов на релаксацию. Эти тесты убирают закрепощенность и грубость. Азарт и грубость в спорте неприемлемы.

Александр Фёдоров: Для достижения поставленной цели есть так называемая спортивная злость. Она нужна для того, чтобы отключить свои «не могу», «не хочу», «не нравится», «не умею». Это единственное, что должно присутствовать в спортсмене.

Александр Семёнов: В спорте есть еще такое понятие как fair play, т. е. честная игра, игра по правилам. Этому мы и учим молодых ребят. Нормальный тренер старается в первую очередь привить им положительное отношение друг к другу. Азарт, безусловно, возникает, ребята заводятся и могут как-то грубо сыграть, но всегда после игры они жмут друг другу руки. Грубость в игре никогда не приветствуется и в большом спорте. В команде важна взаимоподдержка, «чувство локтя». Положительного во всех этих установках гораздо больше, чем негативного.

Андрей Конопелько, мастер спорта по баскетболу: Существует определенная профессиональная специфика некоторых видов спорта, которую я почувствовал на себе. В баскетболе запрещены все виды контактов, а в гандболе приветствуется контакт и силовое воздействие. Коллективы баскетболистов и гандболистов в последнем классе спортивной школы разительно отличаются во всем: внешний вид, форма общения, словарный запас, способ проведения свободного времени. Когда я это заметил, то задумался, куда отдавать своего сына. И еще один важный момент — это тренер. Обстановка внутри команды в первую очередь зависит от него.

Сергей Шорох, фотокорреспондент, псаломщик храма апостолов Петра и Павла при РГПУ: Я занимался разными видами единоборств, но все мои тренеры говорили одно: «Мы вас тренируем не для того, чтобы вы дрались, а для того, чтобы защищались. Вы не имеете права использовать свои умения для нападения. На вас напали — отбивайтесь и уходите».



Иерей Георгий Христич: Спортивная злость не направлена на соперника, это злость на самого себя. Это состояние, когда человек мобилизует все свои силы: внутренние и внешние, духовные и физические. В нашей команде Казанского собора играют как священники и прихожане, так и люди, которые пришли извне, некоторые даже были неверующими... Когда мы все вместе стали играть, сразу было видно, насколько существенно отличается подход к спорту у христиан и неверующих. Fair play, отсутствие агрессии по отношению к соперникам, понимание, что это только игра, где главное — не победа, а участие, как сказал Де Кубертен, свойственно христианам. Должно быть понимание грани, где спорт, а где уже война. Христианство учит человека понимать, где нужно прикладывать усилия, а где нужно остановиться. Например, специально соперника по ногам я бить не буду, потому что это не по-христиански и не по-человечески. И люди постепенно меняются, хотя им сложно, например, отказаться от сквернословия. У нас на этот счет строгие правила: игрок сразу удаляется с поля. Сегодня степень воздействия спорта на общество гораздо выше, чем степень воздействия религии. На патриаршую службу может придти 2000 человек, а на матч на стадионе «Петровский» — 20 000. Нам нужно поставить перед собой вопрос: какую пользу мы можем извлечь из этого для Церкви? Если есть возможность, на приходах нужно организовывать, например, футбольные команды, чтобы сплотить людей и активизировать общинную жизнь. Причем в команду надо принимать всех желающих. Люди нецерковные могли бы через спорт почувствовать ту атмосферу честной игры без грубости и сквернословия, которая присуща христианам. Спорт нас объединяет, даже если мы из разных стран. Этой зимой наша команда ездила на турнир в Москву. Там собрались команды из Духовных школ, поскольку почти в каждой семинарии есть футбольная команда, и из разных приходов, в т. ч. из Сербии и Белоруссии. Было очень интересно посмотреть на православную молодежь.

Протоиерей Илия Амбарцумов: Аскетика свойственна монашеской жизни и истинному христианину. Она заключается в системе упражнений, приводящих тело в подчинение духу. На мой взгляд, многие спортсмены близки к этому понятию. У них есть выдержка, терпение, воспитана сила воли, возможность ограничивать свои страсти, потерпеть, чтобы потом получить громадную мышечную радость. Крест, который несет христианин, становится легче, если он — сильный человек. Слабому трудно во всем, а сильный может другому помочь.

Иерей Димитрий Симонов: Как христианину заниматься единоборствами или просто самообороной? Бить и при этом любить? Да и в жизни бывают такие ситуации, когда нужно дать отпор обидчику.


Юрий Синцов
: Конечная цель, к которой идет спортсмен, занимающийся единоборствами, — вообще избежать столкновения. Но для этого нужно тренироваться. Само название «айкидо» означает искусство входа в атаку. Мастер айкидо, применяя круговые движения (вращения) «маруи», мягко, спокойно и аккуратно заставляет атакующего отказаться от своих намерений. Айкидо борется не с агрессором, а с агрессией, оно щадит неразумного человека и направлено против его действий. Я спросил как-то своего духовника, протоиерея Николая Беляева, о том же. Он ответил: «Ну что ж, если кто нападет, нужно дать тумака, чтобы запомнил. Может, это пойдет ему на пользу, и он одумается». Конечно, этот тумак должен быть адекватным. Также важна и психологическая составляющая. Нужно уметь избегать столкновений, уметь договариваться с людьми. Когда православные занимаются восточными единоборствами, они не должны касаться медитаций и упражнений, связанных с дыхательными практиками, углублением в себя. Кроме того, одним из важных моментов преподавания приемов самообороны является изучение правового аспекта, т. е. тех положений закона, которые регламентируют степени самообороны (ст. 37-39). Это нужно для того, чтобы подростки понимали меру своей ответственности.

Протоиерей Илия Амбарцумов: Мы живем в грешном мире, в котором смирение воспринимается как трусость. А когда мы ложно смиряемся, это еще хуже. Люди начинают издеваться над тобой и делают твою жизнь черной. Если же мы не будем выпячивать свою скромность, а дадим сдачи, то проявим настоящее смирение: «Прости, Господи, я грешный человек, что еще от меня ожидать!» Еще большее уважение у меня вызывают люди, которые без всякой агрессии, одним своим энергетическим спокойствием могут заставить человека опустить пистолет. Я знаю таких каратистов, которые достигли высочайшей степени самообладания. Пока мы этого не достигли, приходится себя защищать.


Спортсмен в храме

Иерей Димитрий Симонов: Насколько совместимы профессиональный спорт и христианство? Когда проходят, например, Олимпийские игры, дух соперничества захватывает всех от мала до велика. Профессиональный спорт — это огромные деньги, а спортсмены становятся похожими на звезд шоу-бизнеса со своими скандалами и невероятными гонорарами. У них появляются тысячи фанатов, которые ведут себя, как идолопоклонники. Допустимо ли православному христианину посвятить себя профессиональному спорту или лучше держаться от него подальше?

Андрей Конопелько: Профессионально заниматься спортом — значит не иметь совсем времени на что-то еще. Я бы не хотел сейчас этого для себя.

Александр Семёнов: Я бы тоже сейчас крепко задумался, прежде чем полностью посвятить свою жизнь спорту. С другой стороны, когда молодые ребята тренируются по пять раз в неделю, выступают на соревнованиях, ездят на сборы, то это учит их с детских лет ценить свое время и правильно его планировать. Они, как правило, хорошо учатся в школе, успевают помогать дома и сходить в храм. Как только они из этого жесткого графика срываются, то многие попадают в уличные компании. Причем происходит это крайне быстро, буквально за месяц-другой. А спортивная дисциплина помогает быть организованным во всей жизни, всего себя отдавать спорту. Однако ситуации в жизни бывают разные. Если, например, у ребенка нет другой возможности выйти в люди, кроме спортивной секции, то для него, конечно, лучше будет посвятить себя спорту, чем слоняться по улице.

Александр Фёдоров: По большому счету профессиональный спорт воспитывает эгоиста, который занимается только самим собой для достижения определенной цели. О каком христианстве тут можно говорить? Крайне маленький процент профессиональных спортсменов приходит в храм. Я, к сожалению, таких людей не знаю, хотя мне было бы очень интересно с ними пообщаться. Из своего опыта могу сказать, что духовным ростом я стал заниматься только после того, как покинул большой спорт. И чем больше я погружаюсь в духовную жизнь, тем меньше я хочу возвращаться в профессиональный спорт. Каждый должен заниматься своим делом. Невозможно, например, будучи спортсменом, стоять на службе три часа, потому что нужно следить за своим питанием, нужно вовремя сделать массаж или сходить на ежедневную пробежку. У профессиональных спортсменов совсем по-другому работает голова. Футболисты, например, за игру пробегают десять километров, а через два дня у них может быть следующий матч, и они должны успеть восстановиться. Профессиональный спорт — это бизнес: или на тебе делают деньги, или ты делаешь деньги. При этом во многих видах спорта, особенно в таких «визуальных», как бодибилдинг или фигурное катание, судейство происходит субъективно.

Юрий Синцов: Профессиональный спорт — это тяжелая работа, большие деньги, контракты. Человек ограничен в своих возможностях: он зарабатывает деньги. Есть спортсмены, которые занимаются благотворительностью, но их очень мало. Поэтому я тоже считаю, что христианство не совместимо с профессиональным спортом.

Иерей Георгий Христич: Крайне мало таких профессий, которые могли бы способствовать духовному росту. Можно вспомнить о врачах и учителях, но и им сейчас приходится трудно. Есть весьма успешные спортсмены, которые при этом являются хорошими христианами. Их мало, но христиан вообще мало, и так было всегда. В большом спорте почти столько же проблем, что и в шоу-бизнесе: большие деньги, допинг. Но проблемы коренятся в обществе в целом, которое давно больно. Например, узнать из светских СМИ о благотворительности Аршавина невозможно, а о его посещении ночного клуба вполне реально. Но это уже не проблема спорта, а проблема СМИ, проблема общества, которому неинтересно и, возможно, неприятно узнать о благотворительности, потому что мало кто этим сам занимается. И всем известен Фёдор Емельяненко, который регулярно исповедуется и причащается. Конечно, трудно быть спортсменом и христианином. Но быть христианином вообще трудно. Если у кого-то не получается совмещать спорт и христианство, то надо сделать свой выбор. У меня трое сыновей, и я хочу, чтобы кто-нибудь из них стал профессиональным футболистом.

Протоиерей Илия Амбарцумов: Мой учитель был чемпионом Ленинграда по бегу еще до войны и позже тренировал чемпионов. Он рассказывал, что загубил многих своих учеников. Например, у одного из них была хроническая болезнь сердца, потому что девизом советского спорта было: «Главное — достичь мирового первенства, а потом как-нибудь долечим». Но он же говорил, что мы должны уважать любой труд. Что касается моих детей, то я хотел бы их видеть чемпионами мира.

Подготовила Ольга Сергеева