«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 10, 2010 год

ЖИЗНЬ, ПОСВЯЩЕННАЯ ЦЕРКВИ. К СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ КОНЧИНЫ ПРОТОИЕРЕЯ НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ЕЛЕОНСКОГО

Таково свойство человеческой природы, что все необыкновенное запоминается людьми на долгие годы. Общество ищет удивительное и даже готово обманываться, лишь бы его получить. Объектом удивления в Церкви может стать необычайный чудотворец или блаженный старец. Такое почитание зачастую не лишено мифотворческого элемента: экзальтированность почитателей готова добавить недостающее. В этом искаженном восприятии церковности часто незаметным остается пример скромного труженика на ниве Христовой, жизнь которого полна пусть не громкого, но деятельного труда.


Яркий костер согревает тело в лютую стужу, но горит он не всегда долго, а малый огонек лампады перед святым образом может очень надолго согреть и вдохновить душу человека. Таким молитвенным пламенем была жизнь протоиерея Николая Александровича Елеонского, профессора богословия Московского Императорского университета и настоятеля университетского храма. Будущий профессор родился 11 ноября 1843 года в семье сельского священника Калужской епархии. Первоначальное и среднее образование получил в местном Духовном училище и семинарии, а высшее — в Московской Духовной академии, в которой и окончил курс в 1868 году. За сочинение «Святое Евангелие от Марка: против Баура» он был удостоен степени магистра богословия. По окончании курса в академии в 1868 году будущий отец Николай был назначен преподавателем в Харьковскую Духовную семинарию, но уже в следующем году переведен в Московскую Духовную семинарию преподавателем по гомилетике и литургике. 24 сентября 1870 года Советом Московской Духовной академии он был избран в доценты академии по Священному Писанию Ветхого Завета, 31 декабря того же года допущен к преподаванию этого предмета и занимал эту кафедру около десяти лет. Одновременно со службой в академии началось и священническое служение, и семейная жизнь Николая Александровича Елеонского, и его ученая деятельность.

В июне 1879 году отец Николай был определен ординарным профессором богословия в Петровскую земледельческую и лесную академию (в дальнейшем Сельскохозяйственный институт) и настоятелем академического храма. А спустя три года он был определен на место профессора богословия в Московский Императорский университет и настоятелем университетского храма. В 1897 году — удостоен звания заслуженного профессора, в 1904 возведен в сан протоиерея.

Протоиерей Николай Елеонский оставил яркий след в русской библейской науке. Особое внимание он уделял критике отрицательных (т. е. отрицающих традиционное церковное понимание богодухновенности Священного Писания) гипотез, выдвигавшихся немецкой протестантской наукой. В краткой статье невозможно перечислить все монографии и статьи по библеистике, написанные отцом Николаем. Главная же его заслуга в том, что он оставил будущим библеистам замечательную методологию. В чем ее суть? Прежде критики того или иного автора отец Николай всегда без купюр давал его текст, с которым был не согласен и который оспаривал. Елеонский в своих критических работах всегда сохранял уважительный тон к точке зрения оппонента и всегда избегал голословной и оголтелой критики. Такие качества, без сомнения, чрезвычайно важны для добросовестного ученого. Тот же интеллигентный тон был тщательно сохранен отцом Николаем и в его апологетических работах по основному богословию.

Служение в Московском университете и миссионерская работа среди студенчества отвлекли профессора от прежних библейских и экзегетических исследований и, естественно, обратили его внимание на вопросы христианской морали и апологетики. Отголоском этого нового рода деятельности отца Николая стали его монографии: «О конечной цели человеческой жизни» (1889) и «О новом евангелии графа Толстого» (1889). Стоит сказать несколько слов о последней работе. В статье автор со значительной тонкостью и неотразимостью разъясняет и доказывает всю безосновательность суждений Льва Толстого о неподлинности канонических Евангелий и несостоятельность с философско-исторической точки зрения выведенного графом учения. Статья в дальнейшем выдержала несколько изданий.

Протоиерей Николай Елеонский, и в молодости не отличавшийся крепким здоровьем, всю жизнь страдал неизлечимым заболеванием сердца. Но, благодаря внимательному отношению к своему здоровью и строгому образу жизни, он прожил активную творческую жизнь. По свидетельству современников, в последние годы общая слабость его была так велика, что небольшое расстояние от своей квартиры до той части университетских зданий, где помещаются аудитории и храм, ученый преодолевал в экипаже, а по лестницам мог подниматься лишь поддерживаемый под руки учениками. С начала 1910 учебного года профессор уже не мог читать лекции, но в своем доме не переставал заниматься любимыми научными трудами. За три дня до своей кончины он принимал экзамены у студентов. До последней минуты он сохранил полную живость мысли, спокойное и доброе состояние духа, часто переходившее в религиозно молитвенную настроенность.

Профессор протоиерей Николай Александрович Елеонский скончался 25 октября 1910 года, около двух часов дня, после продолжительной и тяжкой болезни. Его последние слова были: «Я как будто поднимаюсь».

Глубокой грустью отозвалась весть о кончине досточтимого отца Николая не только в сердцах родных и близких знакомых, а и всех сослуживцев и учеников почившего, всех знавших и почитавших его. Храм во время отпевания был полон молящимися, между которыми, помимо профессоров и студентов университета, были представители Московской Духовной академии и других Духовно-просветительных учреждений. По окончании отпевания закрытый гроб был вынесен профессорами и студентами. Обе улицы — Никитская и Моховая до самого Охотного ряда были заполнены провожавшими усопшего. По совершении литии у квартиры почившего гроб, поставленный на катафалк, в преднесении хоругвей и запрестольных креста и иконы Божией Матери, перенесен был на кладбище Скорбященского монастыря, близ Бутырской заставы. На всем протяжении этого больше чем двухверстного пространства студенты университета громадной толпой сопровождали гроб своего учителя с пением «Святый Боже». Встреченный у врат обители монастырским духовенством и монахинями, гроб по совершении литии опустили в могилу, которая была приготовлена близ церкви.

«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». (Евр. 13, 7) — поучает апостол Павел. Без этого нет будущего для потомков. Это закон, данный нам Богом. Церковная наука, конечно, не стоит на месте. Но фундамент для современной науки заложен многими поколениями скромных тружеников. Многое открыто в библеистике. Многое, что было актуально ранее, уже устарело для современного ученого. Но дисциплина, самоотречение и честность всегда будут отличительными качествами истинного служителя науки. Могилы многих из них затеряны и забыты на старых кладбищах Москвы и Петербурга, но память их никогда не зарастет бурьяном забвения в сердцах выпускников Духовных академий, возросших, в том числе, и на их трудах и несущих свои знания церковному народу.
Протоиерей Александр Рябков